Обратите внимание: материал опубликован более чем четыре года назад

«Жители Двинска стали свидетелями невероятного зрелища»2

«Жители Двинска стали свидетелями невероятного зрелища»

В то время, когда Даугавпилс назывался Двинском, по его гулким мостовым раскатывали извозчики, получившие на перевозку пассажиров и клади разрешение от Городской думы. Автомобили на улицах города, как правило, вызывали восхищение, потому как поначалу их было крайне мало.

Извозчики – частные лица, занимающиеся извозным промыслом, были легковые и ломовые.

 

Ломовой извозчик обычно имел добротную лошадь, запряженную, сообразно времени года, в большие сани или телегу. Такие извозчики брались за перевозку багажа. Своих клиентов в основном поджидали на пристани или вокзале. Перевозили также пассажиров, прибывающих со своими товарами для из других городов.

 

В периметре Двинска в услугах ломовых извозчиков также нуждались жильцы, переезжающие с одной квартиры на другую, когда по новому адресу надо было доставить домашний скарб. Понятно, что ломовые извозчики должны были быть физически развитыми, иначе как тяжести поднимать?! Облачались эти выносливые ребята в кожаный фартук, на руках предусмотрительно -- рабочие рукавицы.

 

Что до извозчика легкового, то тот, что был побогаче, имел рысака и мог лихо прокатить желающих в начищенной до блеска пролетке или фаэтоне. Бедные извозчики такой роскоши позволить не могли, у них все выглядело скромнее: подгоняя свою клячу, они отвозили домой из кабаков подгулявших пьяниц. Цена доставки – пятачок.

 

«Жители Двинска стали свидетелями невероятного зрелища»

 

В зимнее время пассажиров перевозили в санях, обитых сукном, бархатом или плюшем. И тут тоже имело значение благосостояние самого извозчика - бедный бархатом обивать не станет.

 

В начале XX века газета «Двинский Листок» публиковала страницы из дневника одного заезжего путешественника. Вот как он описывал свой первый день в Двинске:

 

 

«Приехал в Двинск. Это моя первая остановка. Я направился в зал I класса, куда принесли и мой путевой багаж. Вокзал хорош – лучше, чем я думал. Выпил чашку кофе. Кофе тоже хорош. <...> До извозчиков меня проводил носильщик. Очень далеко было идти. Извозчичьи клячи -- прямые кандидатки на живодёрню, пролетки - нечто ужасное, а извозчики – живые портреты кадетов «Вяземской лавры». Но нечего делать – сел и поехал. Кляча попалась хромая, пролетка так прыгала по каменным волнам мостовой, что я еле мог сидеть и, боясь вылететь, держался за кушак возницы. Так мы и ехали... Вдруг – трах! Рассыпалось заднее колесо. Я полетел в грязь. По счастью, в это время мимо ехал другой извозчик. Нанял его. У этого лошадь оказалась слепою на один глаз, поэтому она, совершенно резонно, косила всё время куда-то влево и в один из своих заездов чуть-чуть не въехала на какое-то крыльцо. Наконец, приехали в первую попавшуюся гостиницу».

 

Кто знает, возможно, это просто фельетон, цель которого - привлечь внимание к проблеме двинского извоза, а может и впрямь кому-то не повезло, и человек решил излить свои мысли.

 

Главный специалист Исторического отдела Даугавпилсского краеведческого и художественного музея Инета Кульша поделилась с grani.lv любопытной информацией, благодаря чему можно расширить тему.

 

 

«Извозом в Двинске могли заниматься лица, которые получили разрешение от Думы и уплатили установленный сбор, - рассказывает И. Кульша. - Таксу за проезд также утверждала Дума. Она была довольно высокой, особенно в праздничные дни. С наступлением сумерек извозчики должны были зажигать укрепленные по бокам экипажей фонари. Ежегодно специальная комиссия из представителей Городской думы, полиции и ветеринарного врача проводила осмотр экипажей легковых и ломовых извозчиков».

 

«Жители Двинска стали свидетелями невероятного зрелища»

 

Как бы то ни было, извозчики, в том числе двинские, гордились своим ремеслом. Помните песню из репертуара Утесова: «Эй, извозчик! - Я не извозчик - я водитель кобылы!» Но эту извозчичью гордость неумолимо отодвигало Время, которое пересаживало всех на автомобили.

 

«Появление в нашем городе первого автомобиля красочно описывал в своих мемуарах Юдель Флиор: «В один прекрасный день – а случилось это в 1901 году – жители Двинска стали свидетелями невероятного зрелища. Они не могли поверить своим глазам, когда увидели, как полковник Зоранович ехал вниз по Рижской улице в экипаже без лошадей. Люди вставали на цыпочки, вытягивали шеи, забираясь на подоконники, чтобы лучше разглядеть это диво», - передает восторг горожан сотрудник музея.

 

Впрочем, двинчане довольно быстро привыкли к таким «диковинкам» на колесах. В 1914 году справочник «Двинчанин» уже предлагал вниманию жителей расписание движения двух автомобилей (открытого на шесть и закрытого на семь мест) по маршруту Двинск-Новоалександровск (Зарасай). Так в Двинске появился первый общественный автотранспорт».