От расцвета до заката: мебельная история Даугавпилса1
Здание бывшего мебельного комбината в последние годы упоминается только в негативном, проблемном ключе – с годами оно, попавшее в частные руки, приобрело ужасающий вид и требует сноса.
А ведь когда-то это предприятие было знаменито на всю Латвию, более того, его продукция расходилась по советским республикам и даже отправлялась за рубеж. Помянем же старое и начнем с истоков.
Заглянуть в мебельную историю города помогли руководитель Исторического отдела Даугавпилсского краеведческого и художественного музея Валентина Славковская и главный специалист Инета Кульша, по словам которых, все началось с артели, образованной в послевоенном 1946 году на Гриве. Работало там человек десять.
Вскоре стало ясно, что дело пошло, артель перебазировалась в Даугавпилс, где объединила разбросанные по городу мастерские: столярную, обойную, щеточную и зеркальную.
В 1947 году хозспособом, а частично на паевые взносы самих рабочих в Гайке началось строительство мебельной фабрики на улице Видус 28, в помещении бывшей мельницы, одновременно было заложено строительство лесопильного цеха на одну лесопильную раму на Новом Строении (ул. Елгавас, 1а). Спустя два года строительство было закончено, что позволило переместить все мастерские, которые находились в подвалах, в одно помещение.
Артель изготавливала мебель, колеса – обозные изделия, зеркала, щетки. Продукция шла нарасхват, предприятие быстро развивалось, появилась необходимость в расширении артели. Но в Гайке расширяться было особо негде, поэтому место для строительства новых цехов было выбрано место на территории лесозавода, территорию которого увеличили.
В 1954 году вступил в строй новый заготовительный цех по адресу: ул. Елгавас 1а, и заложен колесо-обозный цех. Артель оснащалась новым оборудованием. Была установлена вторая лесопильная рама, количество сушильных камер увеличилось с 5 до 11.
С годами Даугавпилсская деревообрабатывающая артель «Красный мебельщик» стала занимать значительное место в промышленности Латвии. При этом ведущее место принадлежало мебельному производству, уровень развития которого позволял часть мебели вывозить на экспорт.
В 1957 году «Красный мебельщик» перешел под управление Бумдревпрома СНХ Латвийской ССР – артель стала государственной фабрикой. Одновременно был поставлен вопрос о ее дальнейшем расширении, строительстве главного корпуса и раскроечно-сушильного цеха. Работы в этом направлении начались в 1958 году. В 1961-ом был сдан в эксплуатацию раскроечно-сушильный цех, тремя годами позднее – главный корпус.
Приказом Министерства целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности ЛССР №177 от 22 июня 1967 года фабрика «Красный мебельщик» была переименована в Даугавпилсский мебельный комбинат, здание которого (ул. Сигуладс 6-Б) так жалко выглядит сегодня.
Аварийное здание. Но, как недавно писали grani.lv, за снос хозяин до сих пор не берется, а самоуправление рассматривает ввозможность выкупить его, чтобы невести на территории порядок.
Продукция на 87 миллионов
Производство мебели в советской Латвии было хорошо налажено, но и спрос на качественную современную мебель был велик. Расцвету мебельной промышленности в союзные годы способствовали крепкие экономические связи с республиками СССР. Кроме того, предприятия Министерств деревообработки республики сотрудничали с известным югославским «Симпо», что позволяло производить мебельные комплекты «Рената» и «Сабине».
Масштабная и высококачественная работа латвийских мебельщиков неоднократно получала признание на всесоюзном уровне.
В начале 1960-х годов мебельная продукция в Латвийской ССР была существенно модернизирована. Латвийские мастера из Риги, Салдуса, Вентспилса, Лиепаи, Кулдиги производили как традиционные типы и виды мебели, так и эксклюзивные мебельные гарнитуры. Особое внимание уделялось производству малогабаритной мебели, востребованное хозяевами квартир в «хрущевках» с малогабаритными кухнями.
Предприятием №1 в отрасли считалось мебельное производственное объединение «Рига», в которое входили: комбинат «Милгравис» и Даугавпилсский мебельный комбинат. В 1974 году это объединение серьезно модернизировали, в результате чего был комплексно механизирован технологический поток и внедрена технология имитационной отделки мебели с применением глубокой печати.
У меня дома «в живых» осталась тумба из натурального дерева от даугавпилсской секции, рука не поднялась выбросить такой раритет, выглядит почти как новая, отделка шпоном и лаком, который и не думает трескаться.
Нашла информацию, что в 1983 году объединение «Рига» произвело мебели на 87 миллионов рублей. В этот период на предприятии в общей сложности действовала 31 поточная линия. Готовая мебельная продукция экспортировалась во многие страны, в том числе в ГДР и Швецию.
Отражение в зеркале
В 1990-е годы мебельная отрасль Латвии пережила тяжелейшую экономическую депрессию, от которой в полной мере не оправилась и спустя десятилетия. Постепенно приходили в упадок корпуса комбинатов и фабрик.
Сегодня латвийские предприятия по производству мебели в основном представлены небольшими мануфактурами, которые стараются проявить себя в этой сфере, производя оригинальную качественную мебель для внутреннего рынка и заграничных покупателей. Латвийским мебельщикам приходится выдерживать конкуренцию с производителями из Китая, литовскими и польскими фабриками, которые зачастую используют именно латвийскую древесину, доступную для любого потенциального «инвестора».
P.S. В 2015 году кто-то выложил в Интернет фотографии цехов, подсобок и кабинетов бывшего мебельного комбината в Даугавпилсе, вернее, того, что от них к этому моменту осталось. Глядя на такую разруху, думаешь, что когда-то здесь кипела работа, улыбались и о чем-то переговаривались люди…
Внимание помимо прочего, привлекло израненное зеркало, в котором отражается наше отношение к прошлому, мебельному в том числе.