Удивительная жизнь: 130 лет со дня рождения Ильи Эренбурга1
27 января исполнилось 130 лет со дня рождения Ильи Григорьевича Эренбурга (1891-1967), талантливого российского и советского писателя, поэта, публициста, общественного деятеля. В течение 12 лет Эренбург являлся депутатом от различных районов Латгалии.
И. Эренбург – член Еврейского антифашистского комитета (1942-1945), вице-президент Всемирного совета мира (с 1950 г.), депутат Верховного Совета СССР III-VII созывов (1950-1967, от г. Даугавпилса Латвийской ССР).
Вспоминая даугавпилсское время в своих мемуарах, И. Эренбург писал:
«Вероятно, избирательные участки доставались мне потому, что в них жили люди разных национальностей: русские, латгальцы, евреи, поляки, белорусы, литовцы; разговорным языком почти всюду был русский».
Даугавпилсу Эренбург посвятил главу в цикле воспоминаний «Люди, годы, жизнь». Выполняя свои депутатские обязанности, Илья Григорьевич вел приемы, вникал в проблемы жителей восстающего из руин города; по возможности старался помочь нуждающимся. В нашем городе еще живы те, кому доводилось встречаться с Эренбургом. Среди них поэт Алексей Соловьев.
Современники завидовали Эренбургу в том плане, что «он жил, почти как хотел, делал, почти что хотел и писал почти, что хотел. Редко, кому так везло. Несомненно, что этот «человек обладал уникальной способностью маневрировать: между странами, между лидерами, между системами».
В годы репрессий Илья Эренбург вел жизнь настоящего космополита – жил по нескольку лет в России, затем – в Париже, потом возвращался в Советскую Россию и опять уезжал из нее в Берлин. Эренбург был знаком с многими известными личностями: Лениным, Маяковским, Ахматовой, Пастернаком, Пикассо, Модильяни, Хемингуэем, Эйнштейном… Его жизнь полнилась удивительными событиями.
![]() |
Знаменитый писатель и публицист доучился только до 6 класса гимназии. В 1907 году Эренбурга исключили за революционную деятельность – в свои 16 лет он уже являлся сотрудником редколлегии одной из газет социал-демократов. А в 1908-м отбывал полугодовой тюремный срок. После выхода из тюрьмы – Эренбурга выпустили под залог – родители отправили Илью в Париж, где он провел 8 лет, стал «своим» в литературных кругах и до конца жизни считался главным специалистом по зарубежной литературе и, вообще, по «их нравам». В Париже он сводит знакомство с Лениным, который прозвал Эренбурга Ильёй Лохматым.
Эренбург обожал Париж, где прошли его молодые годы, называл этот город «школой жизни». В Париже вышло четыре сборника его стихов. Однако жил Эренбург в Париже очень бедно. По воспоминаниям М. Волошина, ему приходилось подрабатывать ночным носильщиком на вокзале.
Примечательно, что в московской гимназии Эренбург учился вместе с будущим вождем революции, а впоследствии «врагом народа» Николаем Бухариным. В 1920 году вмешательство последнего спасло жизнь Эренбургу, когда тот был повторно арестован ВЧК.
В Россию Эренбург вернулся летом 1917 года. Негативно воспринял победу большевиков и вновь покинул Россию. Но спустя какое-то время Эренбург поменял свои взгляды. В итоге новая власть стала использовать его в качестве агента влияния на Западе.
В одном из своих произведений – «Необыкновенные приключения Хулио Хуренито и его учеников» (1922 г.) Эренбург предрек нечто похожее на Холокост: «Скоро будет торжественная ликвидация еврейского народа в Будапеште, Киеве, Алжире и многих других местах… Процесс будет включать в себя сжигание и захоронение евреев живыми, опрыскивание полей еврейской кровью и многое другое». Публицисты отмечали «сильный ум и быструю реакцию» Эренбурга, его способность «уловить черты народов и предвидеть их судьбу».
В 1928 году в Париже был опубликован его роман «Бурная жизнь Лазика Ройтшванеца» о приключениях и смерти портного из Гомеля.
В 1936 году Эренбург в качестве военного корреспондента «Известий» едет на войну в Испанию. Его репортажи на родине читаются с огромным интересом. После поражения республиканцев Эренбург уехал в Париж, и с началом нацисткой оккупации Франции (1940 г.) укрылся в советском посольстве. Вскоре он вернулся в СССР.
Во время Великой Отечественной войны (1941-1945) Эренбург писал для газеты «Красная звезда», сотрудничал с другими изданиями и Совинформбюро. Писатель Вениамин Каверин отзывался о Эренбурге так: «На весь мир раздавался стук его пишущей машинки». – «Я никогда так много не работал, как во время войны», – вспоминал позднее сам Илья Григорьевич.
Работая с советской прессе, Эренбург хвалил Сталина и молчал во время чисток до и после войны. «Я не любил Сталина, но верил в него и боялся его», — признавался он в своих мемуарах. «Говоря о нём с моими друзьями, я обычно называл его« хозяином », как и все остальные». После смерти Сталина Илья Эренбург, как и многие другие, почувствовал себя в большей безопасности, однако с Никитой Хрущевым не ладил. В то же время именно Эренбург дал название эпохе, последовавшей за жестким правлением Сталина -- в 1954 году он назвал свой роман «Оттепель». Спустя два года, Эренбург стал одним из устроителей грандиозной выставки Пабло Пикассо в Москве.