Обратите внимание: материал опубликован более чем четыре года назад

В Соцслужбе побывал каждый четвертый2

В Соцслужбе побывал каждый четвертый
Новый руководитель Социальной службы Ливия Дрозде начала свою деятельность с того, что несколько дней подряд рано утром, задолго до начала рабочего дня, приходила к офису и общалась с людьми в очереди.

По ее словам, первый вопрос: почему приходится ждать приема по несколько часов.

 

– Удалось найти решение проблемы?

 

– Ответ достаточно простой. В связи с карантином из-за пандемии коронавируса статусы малообеспеченных и малоимущих автоматически продлили до августа. А потом большому числу людей пришлось их продлевать.

 

Соцслужба оказалась не готова к такому наплыву посетителей. Из-за этого возникли большие очереди, сейчас они уменьшились. Я проверяю регулярно, беседую с посетителями.

 

– А почему нельзя было хотя бы скамейки поставить, чтобы пожилые люди и инвалиды могли присесть на время ожидания?

 

– Люди занимали очередь с шести утра, когда офис закрыт. Тротуар на улице узкий, скамейки нам не разрешили поставить. Надеюсь, что такого наплыва больше не будет. Если же что-то случится, будем искать выход.

 

В очередной раз хочу напомнить, что заявления можно подать в электронном виде. Если сами пожилые люди не умеют это делать, то можно попросить детей или соседей. Чтобы не простаивать долгое время в очереди, следует заранее по телефону записаться на прием. Дозвониться не всегда легко, надо набраться терпения.

 

– Увеличилось ли число жителей, которые обращаются в Социальную службу?

 

– У нас в Даугавпилсе, оказывается, самая масштабная в Латвии социальная помощь. Все льготы просто невозможно перечислить, тем более этот список постоянно пополняется. И речь не только о людях, которые в чем-то нуждаются. Рождение ребенка — и пособие самоуправления. Круглая дата в пожилом возрасте — тоже денежный презент. Число тех, кто хотя бы раз обращался в Социальную помощь, составляет около 22 тысяч человек, то есть фактически каждый четвертый житель Даугавпилса обращался к нам.

 

Что касается малообеспеченных и малоимущих, то статистика свидетельствует, что их число на протяжении последних лет остается примерно на одном уровне. Сейчас в Даугавпилсе около восьми тысяч малообеспеченных и примерно тысяча малоимущих. Изменения происходят в основном из-за новых правил, когда повышают порог доходов. То есть люди беднее не становятся, но число тех, кому положены льготы, постепенно расширяется. Так и должно быть.

 

– А сколько сотрудников в Социальной службе?

 

– Если считать всех, включая специалистов по надомному обслуживанию, технических работников, уборщиц, то в штате 186 сотрудников. Принимают клиентов (во всех подразделениях службы) более двадцати из них. Надо учитывать, что приходится заполнять все данные о клиенте, и это обширная информация. Сейчас увеличилось число пособий. Многие данные – к примеру, о размере пенсии, о наличии счета в банке, – мы берем из общей базы SOPA. Сколько денег на счету – банк не разглашает. Однако если имеется счет, то просим клиента принести справку о сумме накоплений. Если человеку отказали в пособии, то объяснять причину отказа надо на 4-5 страницах.

 

– Как справляются сотрудницы с таким потоком клиентов?

 

– Это действительно нелегко. Хочу отметить, что из-за большого наплыва клиентов, особенно в августе и сентябре, им приходилось выходить на работу даже по выходным. Очень обидно, что из всех муниципальных предприятий у сотрудников Социальной службы самая низкая зарплата. А ведь работать с людьми очень нелегко.

 

– Что вы считаете самой главной проблемой в этой сфере?

 

– Все больше одиноких пожилых людей. И мы далеки от того, чтобы каждый из них получил необходимую заботу. На уровне самоуправления это не решить. Нужна государственная поддержка, пансионаты совсем другого уровня, специализированные по профильным заболеваниям. Надеюсь, что увижу у нас соответствующие европейскому уровню учреждения социального ухода.

 

– Готовы ли к тому, что с нового года могут произойти большие изменения в начислении пособий от государства?

 

– Понимаю, что, когда правительство изменит размер гарантированного минимального дохода, придется перелопатить множество бумаг. Но нам не привыкать. Зато люди получат реальную поддержку.