Гарик и колотый гранит6
Вчера ждала знакомую на улице Театра, и засмотрелась на работу дорожных рабочих-камнеукладчиков. Тук-тук-тук негромким молоточкам – и колотый камень на месте. Обустраивался фрагмент у пешеходного перехода.
Из мини-интервью с одним из рабочих по имени Гарик стало известно, что он в дорожно-строительной отрасли уже 10 лет, так что опыт имеется.
В столицу Гарик не собирается, хоть там и больше платят. Свою точку зрения мотивирует тем, что в Риге «придется съемную квартиру оплачивать, транспорт опять же дороже», «вот то, на то и выйдет». Уточнил, что укладывают они колотый гранит.
Мощение улиц и дорожек из натурального камня ценилось во все времена, исключая советские, когда мостовые нещадно выкорчевывались. Хотя, объективности ради, и постсоветские, бывало, грешили этим.
Сегодня качественная укладка дикого камня – элемент современного дизайна, идеальный вариант надежного декоративного покрытия. Выглядит нарядно в сравнении с обычной тротуарной плиткой.
Специалисты говорят, что, если природный камень имеет толщину более трех сантиметров, его укладку можно выполнять без бетонирования, достаточно песчано-гравийного основания. Гарик со своим напарником так и делает.
С течением времени натуральный камень не портится и не видоизменяется, сохраняя свой престижный вид даже спустя многие годы. В этом его завидное отличие от искусственных новшеств, не выдерживающих перепадов температур: ломаются и трескаются. С натуральным камнем этого не произойдет.
В Риге дорожные рабочие требуются постоянно. Сегодня своих не хватает, так зазывают из Украины и других стран. При этом требуют опыт в дорожном строительстве.
Такой специалист должен уметь уложить брусчатку, установить тротуарные и дорожные бордюры, работать с асфальтно-бетонными и другими покрытиями. А еще знать основные свойства дорожно-строительных материалов, правила устройства и ремонта грунтовых дорог и т. д.
Профессия на все времена
В начале XX века «Двинский голос» сообщал «об исправлении тротуара» от Рижской улицы к Подмогильной Слободке, со стороны железнодорожного забора.
В Даугавпилсском музее сохранился фрагмент мостовой той поры и коляска легкового извозчика.
Хотя, конечно, и тогда уезжали из родных мест на заработки. По данным 1907 года, в отхожих промыслах были заняты свыше 33 тысяч латгальских крестьян (А. Заварина, Историко-этнографические очерки ). Основная масса безземельного и малоземельного крестьянства направлялась в города на строительство железнодорожных путей, дорог, казарм, мостов, полигонов, крепостей и прочих сооружений, а также на мощение улиц и площадей.
К сравнительно высоко оплачиваемым категориям отходников относились работники тяжелого физического труда – каменотесы, каменщики, мостовщики.
Размер заработной платы зависел от разряда работника – мастер 1-й руки – самая высокая по оплате категория, мастер 2-й руки, мастер 3-й руки. Сезонная зарплата мостовщиков составляла около 200 рублей. Несмотря на, казалось бы, значительную сумму заработанных денег, их едва хватало. Деньги вкладывались, как правило, в хозяйство, шли на уплату налогов, мирских сборов, выкупных платежей, покрытие недоимок, которые лежали на хозяйстве. И только незначительная доля этих средств тратилась на бытовые нужды. Правда, молодые мужчины, парни позволяли себе расходовать часть денег на себя, приобретая костюм-тройку, лакированные сапоги и фуражку с «ясным» (лакированным) козырьком по моде того времени.
На что потратит честно заработанное Гарик и его напарник, остается за кадром. В конце концов, это личное дело каждого труженика.