Станислав Володько
ЯБЛОЧНОЕ СЕМЕЧКО
В Яблочный Спас в одну квартиру позвонили. Хозяева, увидев перед собой старушку с протянутой рукой, тут же закрыли дверь. Они и свою мать спровадили в дом для престарелых, потому что им тесно стало жить под одной крышей. Но и после этого у них вспыхивали ссоры, от которых больше всего страдала дочурка Верочка. И теперь, увидев бабушку, которая ушла ни с чем, она чуть не заплакала от жалости. Прихватив кусок пирога, она выбежала во двор. Догнала бабушку, и та с благодарностью взяла угощение, потом запустила руку в мешок и достала большое румяное яблоко:
– Возьми, внученька, и отнеси папе с мамой. Думаю, злые люди угостили их яблоком раздора. А это – яблоко лада, освященное в храме. Возьми из него семечко и посади в саду. Вырастет яблонька, и плоды её помогут людям жить в любви и согласии. Но срывать их следует в Яблочный Спас и обязательно освятить.
Девочка так и сделала. Отведав медового яблока, отец и мать на глазах стали добрее. Даже забрали домой свою мать, бабушку Веры.
Весной Верочка вспомнила о спрятанном семечке от яблока и посадила его на даче. Всей семьёй ухаживали за маленьким ростком, а затем – деревцем. Вместе с яблонькой росла и Верочка.
И вот на яблоньке появилась первая завязь. Когда пришел Яблочный Спас, Вера сорвала с ветки румяное яблоко, освятила его в храме и подарила соседской девочке, сказав:
– Посади из него семечко и вырасти свою яблоньку. А плодами ее угощай потом людей, чтобы они жили в любви и согласии.
АЙ-Я, ЖУ-ЖУ, МЕДВЕЖАТА…
(Перевод латышской народной колыбельной)
Ай-я, жу-жу, медвежата, ай-я, жу-жу.
Вы сегодня так устали, жу-у-жу,
Вы сегодня так устали, жу-у-жу.
Ваш отец подался к пчёлам, ай-я, жу-жу.
Мать малину собирает, жу-у-жу,
Мать малину собирает, жу-у-жу.
Будет вам горшочек мёда, ай-я, жу-у-жу.
Будет вам ведёрко ягод, жу-у-жу,
Будет вам ведёрко ягод, жу-у-жу.
От такого угощенья, ай-я, жу-у-жу,
Сладким сном уснете скоро, жу-у-жу,
Сладким сном уснете скоро, жу-у-жу.
Рисунок Степаниды Милошевич
Евгений Голубев
ЗАБОЛЕЛА ЛИЗА
Заболела Лиза – у неё капризы!
И на всё один ответ:
“Не хочу… не буду… нет…”
Что же с девочкой случилось?
Где капризом “заразилась”?
Вот уже четыре дня
Как гадает вся родня –
Как же вылечить девчушку?
Ей купить еще игрушку?
Подарить ей собачонку?
Чем порадовать девчонку?
Чтобы верным был ответ, –
Заседал “большой совет”.
Был “совет” в решеньи дружен –
Младший братик Лизе нужен!
СТРАННАЯ ВОРОНА
Над домом летела большая ворона
И очень похожа была на дракона.
Вороний полет и крут, и не прост –
Метался, искрился за птицею хвост
Блестящей фольгой из кассеты
С обрывками старой газеты.
Ворона несла в своем клюве удачу
И целого дома восторги в придачу!
БОЖЬЯ КОРОВКА
Хоть божья коровка
Лишь божья букашка,
Не хочет дружить
С прусаком, таракашкой,
С соседской козявкой
И разною мошкой –
Они для нее
Слишком “мелка сошка”.
Ведь божья коровка
Летает, как птица,
И этим безмерно,
Безмерно гордится!
Рисунок Ольги Евсеевой
Cтепанида Милошевич
(стихи и рисунок)
СЧИТАЛКИ
*
Кошка привела котят,
Озорных, смешных ребят:
Двух серых – очень смелых,
Двух белых – да умелых,
А рыжий – маленький комок,
Милый маменькин сынок.
Еще – в полоску киска,
Хвостик, как сосиска.
Посчитайте поскорей:
Сколько было малышей?
*
Две маленьких синички,
Две весёлых птички
На кормушку сели,
Весело запели.
Прилетели снегири –
Сразу восемь, посмотри!
Сколько стало птичек,
Птичек-невеличек?
Регина Усачева
(рассказ и рисунок)
РОМКА И ГОВОРЯЩИЙ КАШТАН
– Мама, можно я пойду в парк покататься на качелях? – спросил Ромка, запихивая за щеку последнюю сосиску. Ромке пять лет, он крепкий и умный малый.
– Если дашь честное слово, что будешь вести себя хорошо и из парка – ни ногой. А то в прошлый раз пришлось искать тебя по всему городу. Всю родню напугал, уже хотели полицию подключать. Переволновались все, пока тебя искали.
– Разве такое было? – хитрил мальчишка, делая лицо удивлённым, показывая, что он ничего не помнит, хотя мама ему чуть ухо не открутила тогда, и оно долго горело и болело. Мама потом заплаканному сыну прикладывала прохладный компресс.
– Было, было, – засмеялась мама. – Так ты даёшь честное слово, что из парка никуда?
– Хорошо, мамочка, даю честное слово, – уже открыв двери, на ходу натаскивая на себя свитер, прокричал Ромка и вылетел на улицу.
Через пять минут он уже был в парке, благо парк находится в ста метрах от дома. Прибежав на детскую площадку, Ромка не знал, куда кинуться прежде, глаза разбегались – столько много на площадке было удовольствий.
Мальчуган тут же познакомился с ребятами, бегал от одних качелей к другим. Он с огромным наслаждением скатывался с горок.
Затем он, как Тарзан, лазал по канатам. А на вертушке друзья его раскрутили так, что, встав на землю, он почувствовал, как земля уходит из-под ног. Ромка на некоторое время потерял ориентир, в какую сторону ему идти, в глазах долго летали мятлики. За два часа им были покорены все аттракционы!
Вспотевший и притомившийся, Ромка решил, что пора идти домой, так как его начала мучить жажда, да и пора матери на глаза показаться, не то будет опять волноваться.
По пути домой Ромка увидел, что на дереве висят зелёные колючие плоды каштанов.
Прошлой осенью их проносила мама. Они с мамой из этих плодов что-то мастерили, но что именно, он уже забыл. Плоды висели высоко, и до них было не добраться. Ромка задался вопросом, как их достать. Мальчуган вспомнил, что однажды видел, как мальчишки палкой колотили по веткам дерева, сбивая плоды, которые падали на землю и разбивались. Из них выскакивали блестящие каштаны. Ромка огляделся и увидел огромный сук, который был в три раза больше его. Он с трудом поднял сук с земли и, подпрыгивая, начал бить по листве. Листья зашумели, ветки закачались, но зелёные плоды не падали на землю. Ромка рассердился и стал еще сильнее бить по веткам.
– Мальчик, ты зачем меня понапрасну бьёшь? Мне очень больно, на землю падают мои сбитые порванные листья, обломанные ветки. Вокруг дерева мусор, а ведь мои каштаны ещё не созрели. Зря меня мальчишки бьют по веткам. Придёт осень, дети пойдут в школу, и тогда, пожалуйста, мои каштаны сами будут выпрыгивать из зелёных коробочек и падать вам под ноги, коричневые и блестящие.
Ромка, опешив, стал озираться вокруг. Никого рядом не было. Он пристально всматривался в густую крону дерева. Там тоже никого не было. Неужели дерево разговаривает?! Ромка решил больше не испытывать судьбу и убежал. Дома его ждёт мама, и он расскажет ей о чудо-дереве.
Спустя некоторое время из-за большого каштанового дерева вышла сухонькая старушка, посмотрела мальчику вслед и тихонько засмеявшись, медленно пошла своей дорогой.
Lidija Vasaraudze
MĪKLAS
No rīta modina,
Dienā steidzina,
Vakarā gulēt like.
(Modinātājs)
Stikla namiņš, krāsaini iemītnieki.
(Siltumnīca)
Uz vienas kājas karājas.
No jumta malas noskatās, kā bērniņi pikojas.
(Lāsteka)
Stāv ielas malā,
Nesaka ne vārda,
Bet visi viņu klausa.
(Luksofors)