Игорь Прелатов: мэр крупным планом26
29 июня кандидатуру Игоря Прелатова, выдвинутого на должность главы Городского самоуправления Даугавпилса, поддержали 11 из 12 собравшихся на внеочередное заседание думы народных избранников.
О своем пути в политику, главных задачах, острых вопросах и немного о личном – в нашем сегодняшнем интервью.
– Игорь, кем хотели стать в детстве?
– Были разные начинания, была связь с музыкой. Окончил музыкальный колледж по классу саксофона, учился в 13-й (музыкальной) школе, играл на гитаре, пел в хоре. Но в итоге принял решение пойти по стопам отца и деда и работать в строительной сфере. Поступил в РТУ, который в свое время оканчивала моя мать.
Когда окончил университет, в 2010 году, в стране свирепствовал кризис. Друзья предложили мне уехать в Канаду, по программе обмена молодежью. Выбрал программу «Отдых и работа», что позволяло официально трудоустроиться. Там я прожил почти два года, работал в частных фирмах, после чего вернулся на родину. Работал в коммунальном управлении.
ПУТЬ В ПОЛИТИКУ
– Почему стали заниматься политической деятельностью?
– Для человека наступает момент, когда он готов самостоятельно разрабатывать какие-то решения, планы. Реализовывать свои идеи, которые могли бы благоприятно повлиять на развитие города.
– Думали ли тогда, что «дорастете» до самого высокого политического поста в городе?
– Если вспомнить 2017 год, когда стартовал на выборах, была планка – стать депутатом. Быть вице-мэром или первым вице-мэром – это казалось несбыточной мечтой. Впрочем, даже не думал тогда об этом. К счастью (или к сожалению), в политике иногда все происходит очень быстро, все меняется. За три года уже есть определенный опыт и знания.
– Как узнали о выдвижении на пост мэра?
– В течение двух недель проходили переговоры, я участвовал не во всех, в данном политическом контексте переговоры ведет председатель партии. Так как я работаю в Думе от Mūsu partija, переговоры вела Ливия Янковска.
– Предложение стать главой города поступило от Янковской?
– Предложение поступило от правления партии. А что касается Ливии Янковской – возможно, у нас были какие-то разногласия и недопонимание, но политика такая вещь, где люди идут на уступки, компромиссы, пытаются договориться во благо города.
– Предложение решили принять сразу?
– Было время подумать, взвесить все «за» и «против». Пришел к мысли о том, что, если у политика нет цели стать выше, то и цели, которые он ставит перед собой, недостаточно высоки.
В ОБНОВЛЕННОЙ ДУМЕ, С ПРЕЖНИМИ КОЛЛЕГАМИ
– За вас проголосовало абсолютное большинство депутатов. Почему, как думаете?
– На протяжении трех лет работал и тесно сотрудничал со всеми депутатами, невзирая на политическую принадлежность. Вся основная работа происходит в комиссиях и комитетах, после чего вопросы выносятся на заседание Думы. Думаю, депутаты, проголосовавшие за меня – как от Латгальской партии, так и от партии «Согласие», – оценили мою работу на протяжении этих трех лет.
– Вы не голосовали за снятие Андрея Элксниньша с должности мэра. Почему?
– Это мое политическое решение. Я в свое время находился в рядах заместителей Элксниньша, при голосовании посчитал, что с моей стороны это было бы, если можно так сказать, неполиткорректно.
– Это такой принцип «Своих не сдаю»?
– Нет, это политический паритет.
– Вы согласны с формулировкой, с которой бывший мэр был отправлен в отставку?
– В работе каждого можно найти какие-то ошибки и изъяны.
– Для вас это стало неожиданностью?
– Начиная с нового года наблюдал, как происходило перетягивание каната среди политиков города. Это никогда ни к чему хорошему не приводило. Любые недопонимание лучше решить в кабинете, нежели выносить на публику. Например, в Лиепае, где после выборов была договоренность о том, что два года один председатель, два года другой. Все произошло тихо, без политических интриг.
– Но ведь нельзя отрицать, что жители должны видеть, как на самом деле обстоят дела в Думе. Или все-таки лучше решать все кулуарно?
– К сожалению, иногда происходит спекуляция фактами. А простому жителю непросто проанализировать ситуацию, когда информация преподносится однобоко. У нас информацию можно почерпнуть на нескольких порталах, и я со стопроцентной вероятностью могу сказать, что ни один не сможет правильно проанализировать поданную информацию.
– Какие у вас отношения с А. Элксниньшем? Сугубо рабочие? Помимо работы видитесь?
– Нас 15 депутатов, вместе работаем. А что до остального… В массмедиа появлялась информация о том, что есть некие семейные связи. Не буду их отрицать, но это больше касается моей личной жизни.
– И все же, учитывая тот факт, что вы представляете разные политические силы, со стороны кажется, что вы порой ближе друг к другу, чем другие депутаты от разных партий. Вы соратники, единомышленники?
– Во-первых, мы почти ровесники. Кроме того, я был его заместителем, отвечал за городское хозяйство. Это сфера созидательная, она мне очень близка.
– Какие у вас отношения с Рихардом Эйгимом? Вы ведь состоите в одной партии, как в ней обстоят дела?
– Начнем с того, что все шли по списку, но не все состояли в партии. Я недавно вступил в Mūsu partija, господин Здановский и господин Эйгим не являются членами партии.
– О смене партии не думаете?
– Нет. Несмотря на то, что кое-кто из горожан считал, что, мол, Прелатов сохраняет должность при любой партии, до 1 июня я не состоял ни в одной из них. Старался сохранять нейтралитет.
– Нейтралитет, конечно, довольно выгодная позиция, но ведь бывают и принципиальные моменты?
– Такие моменты должны решаться за столом.
– Тогда о работе: с чего начнете?
– Начнем с того, что бюджет на 2020 год принят, я за него также голосовал, участвовал в его разработке. Главное – реализовать все, что запланировали. Уже говорил как-то, что бывают ситуации, когда деньги есть, а проектов нет. Так вот, сейчас, на 1 июля есть и деньги, и проекты! Все, что запланировано на данный момент воплощается, и почти все в срок. Госкасса выделила 150 миллионов, у нас на полочке лежат новые проекты. Будем асфальтировать Гриву, ремонтировать ул. Ликснас, строить новую площадку на ул. Пиекрастес, ремонтировать сквер на ул. Зелинского и так далее.
MODUS BŪVE: «ШАНС ЕСТЬ ВСЕГДА»
– Вопрос о Modus Būve – не бывает такого, что никто не виноват. Как на ваш взгляд – в чем ошибка и кто виноват?
– Первое – это то, что в самоуправлении не был разработан правильный механизм действия в таких ситуациях. У подрядчика возник дефицит с материалами, мы рассчитывали, что перечисление поможет закупить материал и ускорить выполнение работ. Работы не ускорялись. В Думу не раз вызывался руководитель данной фирмы, который бил себя в грудь, утверждая, что вот сейчас в Риге закончатся объекты, автобусами привезем в Даугавпилс строителей, которые сразу приступят к работе.
– Когда поняли, что все плохо?
– У них, согласно договору, был установлен срок начала работы. После того, как он был упущен, началась переписка. Ее вел Юридический департамент и Отдел развития. А к этому времени случился коррупционный скандал в Думе, с участием Рихарда Эйгима. Пришли два письма от CFLA и Госкассы.
В них было указано, что в связи с начатым уголовным делом, финансирование по проектам улучшения школьной инфраструктуры будет приостановлено. И пока договор с Modus būve не будет расторгнут, финансирование не возобновят. Этот проект касался также 16-й, 13-й школ, и мы рисковали потерять это финансирование тоже.
– Получается, виноват Рихард Эйгим?
– Виноват начавшийся уголовный процесс. После чего, наверное, договор был расторгнут неправильно, некорректно. От страховщиков была получена информация о том, что решение о расторжении договора не подразумевает под собой страховую выплату.
– Сегодня можете сказать, как следовало поступить в тот момент?
– Возможно, необходимо было получить дополнительную информацию от CFLA и страховой компании. Но разрывать договор требовалось в любом случае – пока уголовное дело не было бы прекращено, три школы и сейчас стояли бы в разрухе.
– Есть сегодня хоть какой-то шанс вернуть эти деньги?
– На данный момент юридический отдел подготавливает план действий и, наверное, этот план будет утвержден комиссией – той, которая была создана по расследованию дела о 300 тысячах евро.
– По-вашему, это дело стоит того, чтобы им заниматься?
– Шанс есть всегда. Страховая компания ERGO должны сделать выводы, поскольку случаи, когда заказчик получил страховку, единичны. Тогда возникает вопрос – зачем вообще эти страховки нужны...
УЛИЦА РИГАС: ПРОБЛЕМ НЕМАЛО
– Есть ли какие-то комментарии по поводу реновации этой улицы?
– Человеческий фактор сыграл свое дело. Наверное, недостаточный опыт у строителей, где-то брак самого материала, неправильный шаг укладки…
– Как-то очень много получается: проблемы всюду, чего ни коснись…
– Есть дефекты, которые необходимо устранять. На мой взгляд, начать нужно с того, чтобы просто взять баллончик с краской, пройтись по всей улице, все отметить и затем устранить. Только так.
– На какой стадии сейчас улица?
– Проводится дефектация (процесс выявления дефектов. – Прим.).
– Что думаете по поводу озеленения? Раньше здесь были деревья, теперь голая улица.
– На мой взгляд, те деревья, которые исторически были посажены вдоль фасадов, находились слишком близко, портя тем самым фундамент, подвальные помещения. Клумбы и пандусы препятствовали подъезду спецтехники, затрудняли движение людей с ограниченными возможностями.
– Возможно, получилось бы перенести насаждения?
– Такие деревья, скорее всего, невозможно было бы перенести, потому как параллельно велась прокладка новых коммуникаций, и у каждой коммуникации есть свое пространство.
– Проводится дефектация. Дополнительные средства понадобятся?
– Нет, Labiekārtošana-D должна за свои счет устранить все дефекты.
– Понесет ли кто-то наказание за такую, мягко говоря, недоброкачественную работу?
– Сейчас этот вопрос рассматривается.
МЭР И ВИРТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО
– Какое у вас отношение к соцсетям? Являются ли они для вас инструментом?
– Это инструмент информирования людей о каких-то моментах из жизни и работы городского хозяйства. Ничего более. Эти платформы могут пагубно влиять на восприятия людей.
– В связи с нынешней должностью, станете ли размещать публикации в своем профиле чаще?
– Я никогда не был приверженцем того, чтобы каждое свое движение выставлять напоказ. И еще – все тексты пишу сам, у меня нет помощников.
– Как относитесь к публикациям экс-мэра Элксниньша. Судя по ним, создается впечатление, что выставлять напоказ нужно абсолютно все…
– Я человек технического склада ума, стараюсь писать по факту. Начали работу – можно написать, закончили работы – тоже можно. А рассказывать о каких-то планах, которые могут и не состояться, о том, что до сих пор не сделано и не будет сделано – зачем? К тому же впоследствии всю информацию можно проверить...
О ЖУРНАЛИСТИКЕ И ПОИСКАХ ПРАВДЫ
– Многие ли станут проверять? Человек увидел публикацию здесь и сейчас – и все, у него эта информация отложилась... Впрочем, этот принцип действует и в отношении городских СМИ – как правило, аудитория у всех своя, мало кто пойдет и почитает на всех, проанализирует…
– Я бы закрыл все информационные порталы и позволил бы выпускать только газету. К сожалению, порталы, которые сейчас работают, выдают непроверенную до конца информацию: громкое название, чуть менее громкий текст, а в комментариях нередко пишут тролли, которые за это получают заработную плату, очерняя какую-либо личность. Это самое обидное и самое грязное во всей работе всех порталов города. Без исключения! К тому же их стало вдруг очень много, пишут порой непонятно что, информация часто дублируется. Считаю, что совет по СМИ должен включить уже не пряник, а кнут!
– То есть, цензуру?
– Не цензуру, а жестко отсеивать ложь. Сначала штраф один, потом второй, после чего – закрытие портала, все.
– Но ведь газеты также будут писать, только без комментариев. Или там журналистская ответственность другая?
– Да, она другая. Считаю, что журналистика с годами утратила свой профессионализм. А человек, заходя в соцсети, случайно обращает внимание на какую-то публикацию одного из городских порталов, начинает читать комментарии – и, сам того не осознавая, ввязывается в политическую жизнь. Как итог – искаженное мнение.
По моему мнению, лучше было бы, если б человек не тратил столько время на выискивание правды в море информации, а проводил бы его с семьей, например.
– Но бывает же рациональная критика?
– Рациональной критики не бывает в нашем городе, она вся предвзятая...
О ПЛАНАХ: ДАЛЕКО ИДУЩИХ И БЛИЖАЙШИХ
– В следующем году выборы. Каковы ваши планы? Собираетесь бороться за кресло мэра?
– В первую очередь, надо устранить все недоделки, которые были обещаны мной перед прошлыми выборами. И тогда будет намного комфортнее идти на выборы, зная, что не подвел своих избирателей.
– Но в кресле мэра планируете оставаться?
– Да.
– Что нужно сделать в городе, чтобы людям жилось в нем комфортнее, легче? Что первое приходит в голову?
– Сплотить всех депутатов, которые сейчас есть в Думе. Работа ведется, но наши политические разборки мешают ей. Если их не будет, работа станет более конструктивной, и в нашем любимом городе все поставленные задачи будут выполнены.
– Успешной работы!