В прошлом году на grani.lv выходила статья о дружбе Соломона Михоэлса (1890-1948) с актрисой Фаиной Раневской. Сегодня, накануне 130-летия со дня рождения известнейшего уроженца Динабурга (Даугавпилс), напомним еще об одном талантливом человеке, с которым Соломона Михайловича связывали дружеские отношения.
Помогут в этом воспоминания вдовы Михоэлса Анастасии Павловны Потоцкой-Михоэлс («Заметки по еврейской истории»№27 и др.) и статья Ильи Куксина «Соломон Михоэлс и Петр Капица».
Пётр Леони́дович Капи́ца (1894-1984) — советский физик, инженер и инноватор. Лауреат Нобелевской премии. Дважды лауреат Сталинской премии. Награждён Большой золотой медалью имени М. В. Ломоносова АН СССР. Дважды Герой Социалистического Труда. Член Академии наук СССР.
«Я никогда не забуду…»
В 1941 году был создан Еврейский антифашистский комитет (ЕАК), чисто внешнеполитический показательный проект. Сталин в очередной раз открещивается от недавней дружбы с Гитлером, целенаправленно уничтожающим евреев. В 1943-м после перелома в войне у ЕАК появляются дополнительные функции: необходимо было добиться кредитов у международного еврейского капитала на послевоенное восстановление в СССР.
При этом в Москве того времени согласие человека выступить на еврейском антифашистском митинге воспринимается чуть ли ни его признанием в собственном еврействе.
В 1944-м, поднимая бокал в честь 50-летия Петра Леонидовича Капицы, Соломон Михоэлс называл его в заздравном тосте воинствующим гуманистом.
(24 августа 1941 года в Москве состоялся антифашистский митинг представителей еврейского народа. Выступления известных деятелей культуры, таких как Илья Эренбург, Перец Маркиш, Самуил Маршак и др., транслировались по радио. По приглашению Соломона Михоэлса выступил Петр Капица, говоривший, разумеется, на русском языке, параллельно по радио осуществлялся перевод его речи на идиш, после чего Капицу многие стали воспринимать евреем).
В упомянутом выше продолжительном тосте содержалась и шутливая просьба, касающихся трудов Капицы в области физики. «Пожалуйста, создавайте тяжелую воду, переводите жидкость в газ, а твердое тело – во что хотите, только оставьте нам нормальные спиртные напитки», – просил Михоэлс.
По воспоминаниям Анастасии Павловны, тосты Соломона Михайловича, присутствующие встречали «бурными аплодисментами, переходящими в овацию». Из этих воспоминаний можно также сделать вывод, откуда родилась легенда о еврейском происхождении П. Л. Капицы.
В последний раз
Государственный еврейский театр (ГОСЕТ), который создал Михоэлс, которым он руководил и в котором играл ведущие роли, привлекал не только еврейскую публику. «На спектакли Михоэлса ходила публика, не знающая идиш, но их потрясала сама постановка и изумительная игра этого театрального коллектива. Не только Капица, но и многие другие, в частности «советский граф» писатель Алексей Толстой, неоднократно уговаривали Михоэлса сыграть на русском языке. <...> Наконец, он согласился сыграть «Гамлета». Был уже подобран состав исполнителей: Гамлет – Соломон Михоэлс, королева – Клавдия Половикова, Полоний – Рубен Симонов. Была найдена подходящая сценическая площадка в Институте кислорода, но судьбе было неугодно это».
Со слов вдовы Михоэлса, перед трагическим отъездом в Минск в январе 1948 года Соломон Михоэлс позвонил Петру Леонидовичу, не подозревая, вероятно, что слышит его голос в последний раз.
«Что это было: необъяснимое предчувствие беды, потребность поговорить с многолетним другом, можно только предполагать». <...> «Некоторую разгадку дают показания артиста ГОСЕТа Вениамина Зускина, который был арестован вскоре после злодейского убийства Михоэлса в Минске. Он показал, что Михоэлс много и часто стал говорить о своей близкой смерти. На юбилее Зускина он дарит ему бумажник с запиской, что в случае его смерти Зускин обязан занять его место в театре. Очевидно, великий артист, как высокоорганизованная личность, чувствовал что-то нехорошее. Именно Зускину он показал и прочитал анонимное письмо оскорбительного содержания».
Убийство Михоэлса было организовано 13 января 1948 года министром госбезопасности Абакумовым. Готовя процесс над еврейскими интеллектуалами в конце 1940-х, следователи МГБ неоднократно пытались связать дружбу Капицы и Михоэлса, представив его звеном шпионских связей, желанием «еврейского буржуазного националиста» Михоэлса получить от выдающегося ученого секретные сведения для передачи их американцам. Применяя пытки, у Зускина вырвали признание, что благодаря дружбе Капицы с Михоэлсом, последний бывал в его лаборатории и наблюдал за экспериментами. Однако использовать эти признания на процессе следователи не решились, сознавая, «что даже всесильный Берия ничего не смог сделать с ученым, отказавшимся по моральным соображениям от участия в атомном проекте. Поэтому имя Капицы на процессе не упоминалось».
Еще жила надежда…
Илья Куксин задается вопросом, почему Капица так уговаривал Михоэлса сыграть именно «Гамлета»? И в качестве ответа предлагает «интересные соображения» писателя Александра Борщаговского, который посчитал, что Петр Леонидович Капица – страстный поклонник Шекспира, долгое время проживавший в Англии, был поражен игрой Михоэлса в ГОСЕТе в образе короля Лира. Капица и предложил необычный для того времени театральный эксперимент – Соломону Михоэлсу сыграть «Гамлета» в ансамбле выдающихся мастеров русского театра. Препятствий этому возникнуть не могло: актерское мастерство Михоэлса, плюс его превосходная, по воспоминаниям современников «русская речь, лишенная малейшего налета книжности, вышколенности, нарочитости, скучной правильности», речь, в которой была видна вся душа артиста.
Михоэлс загорелся этой идеей! Однако воплощение мечты отдаляли многочисленные общественные обязанности главы Еврейского антифашистского комитета, в 1944 году состоялась его длительная поездка в Америку. Тем не менее, не расставаясь с мыслями о постановке «Гамлета», на юбилее Капицы Михоэлс заявил, что спектакль будет поставлен.
В апреле 1946 года на шекспировской конференции Всесоюзного театрального общества Соломон Михоэлс выступил с докладом «Несыгранные шекспировские роли». Говорил о многих шекспировских персонажах, не только о сыгранном им короле Лире, но и о Гамлете, Шейлоке, Фальстафе, Отелло, Ричарде III. Главной же темой доклада был Гамлет. В этот момент у Михоэлса еще жила надежда, что он сможет осуществить подсказанный Капицей проект.
Но… Великий артист был вырван из жизни спустя полтора года после этой конференции. В наследство остался не созданный им сценический образ, а только его мудрое истолкование.
В бой без доспехов
Злодейское убийство Соломона Михоэлса навеки похоронило мечту о новом доселе небывалом Гамлете, сотворцом которого можно назвать выдающегося физика ХХ века и порядочного человека с отвагой в сердце Петра Капицу.