О памятниках Сталину и тайне смерти вождя народов11
5 марта 1953 года не стало И.В. Сталина, 6 марта все газеты Латвийской ССР («Советская молодежь», Padomju Kuldīga, Cīņa и др.) вышли с одинаковой полосой – большим портретом Сталина и сообщением о смерти вождя мирового пролетариата. В даугавпилсском «Красном Знамени» скорбные вести растянулись почти на полмесяца.
Печатали, как скорбит Америка («Простые люди США отдают последний долг вождю народов», Франция, Германия, Италия, Болгария, Венгрия…
Публиковался обзор писем трудящихся: рабочих, колхозников, интеллигентов. Вместе со всей страной горевал рабочий Даугавпилсского строительного управления №5 с подходящей к случаю фамилией Горюнов.
«А.Е. Горюнову недавно присвоено звание лучшего маляра Латвийской ССР». В своем письме в редакцию лучший латвийский маляр с сообщал:
В марте 1953-го в «Красном Знамени» было много перепечаток из «Правды», публиковались скорбные фотографии, медицинское заключение о болезни и смерти И.В. Сталина, похоронах вождя.
Дабы советский народ в свете событий не перестал верить в светлое коммунистическое будущее, в газетах посчитали нужным опубликовать статью Сталина «Об основных предварительных условиях перехода от социализма к коммунизму».
Памятники вождю
Сталин руководил СССР с 21 января 1924 по 5 марта 1953 года. Время традиционно несет в себе перемены. С сегодняшней официальной точки зрения, для Латвии Иосиф Виссарионович – абсолютное зло. Однако бытовавший некогда культ личности Латвию стороной не обошел. При жизни вождя народов в ЛССР немало делалось для его прославления. К примеру, в 1950-е годы на ее территории множились памятники «кремлевскому горцу». Так, летом 1950 года памятник Сталину был торжественно открыт в Риге — в парке им. Кирова (скульптор В. Ингал), и в этом же году монументальный памятник Сталину появился в Даугавпилсе, его автор лауреат Сталинской премии, скульптор С. Меркуров.
Благодаря содействию сотрудников Исторического отдела Даугавпилсского краеведческого и художественного музея grani.lv удалось узнать и о других памятниках Сталину, которые стояли в нашем городе, символизируя переживаемую эпоху культа личности.
Помимо упомянутого памятника Сталину на улице Ленина (Ригас), был еще памятник в Погулянке, напротив санатория «Межциемс», бюст Сталина «украшал» Крепостной парк (первоначально монумент служил памятником военнослужащим Айзпутского полка Земгальской дивизии, погибшим в боях за независимость Латвии), другой бюст «вождя всех народов» был во дворе Детской больницы на улице Гоголя (ул. Саулес) и у здания горисполкома — работа скульптора Яцынка.
Скульптурная группа «Ленин и Сталин в Горках» находилась напротив главного входа в городской театр (Дом Единства). Оригинал памятника выполнил скульптор В. Б. Пинчук в соавторстве с Р. К. Тауритом (1949), в послевоенное время копии этого памятника двум соратникам стали наиболее массовыми, обычно их устанавливали в городских скверах и парках, штамповались они под копирку.
В Даугавпилс копию памятника «Ленин и Сталин в Горках» доставили из Калуги. После 1956 года фигура Сталина с даугавпилсского памятника была демонтирована, и Ленин остался в одиночестве размышлять над бренностью мира, сознавая, вероятно, что придет время, и его уберут. Так и случилось.
В числе крупных памятников Сталину в Латвии тот, что стоял в Кемери (Юрмала) – авторы Валдис Албергс и Отто Калейс. 7 ноября 1955 года в Илуксте состоялось открытие памятника Сталину, созданного Валерией Мицкевич. Однако главнейший памятник вождю установить не успели: помехой стала волна десталинизации, начавшаяся в середине 1950-х. К концу 1954 года был готов восьмиметровый глиняный прототип памятника, однако проект свернули. В итоге в рижском парке Коммунаров (ныне — Эспланада) вместо памятника Сталину появился памятник Янису Райнису.
Тайна ухода
Тайна смерти Генералиссимуса всегда вызывала немалый интерес. С распадом СССР стало возможно обсуждать такого рода темы без оглядки на мнение партии. Помимо официальной версии смерти Сталина возникали и другие.
В конце Великой Отечественной войны здоровье Сталина пошатнулось. Он страдал от атеросклероза. При этом непомерно курил. Легкой формы инсульт Сталин перенес перед Парадом Победы, а в октябре 1945 года последовал тяжелый сердечный приступ. Ранним утром 1 марта 1953 года, после затянувшегося на всю ночь ужина и просмотра кинофильмов, Сталин вместе с министром внутренних дел Л. Берия и будущими главами правительства Маленковым, Булганиным и Хрущевым, прибыл на свою «Ближнюю» кунцевскую дачу в 15 км от центра Москвы. По приезду ушел в спальню.
Охранники посчитали странным, что Хозяин не проснулся в обычное время. Согласно строгому инструктажу, беспокоить его было нельзя. Только около десяти вечера вождя обнаружил Петр Лозгачев, заместитель коменданта Кунцево, вошедший в спальню для проверки. Сталин лежал на спине, на полу комнаты, у кровати. Испугавшись, Лозгачев спросил, что случилось, в ответ лишь неразборчивое: «Джжж..» По телефону из спальни Лозгачев стал отчаянно названивать нескольким партийным чиновникам. Говорил, что Сталин, возможно, перенес инсульт, просил немедленно прислать на кунцевскую дачу врачей. Спустя несколько часов прибыл Берия, врачи же приехали только рано утром 2 марта. После обследования Сталина был поставлен диагноз: кровоизлияние в мозг (инсульт), вызванное гипертонией, с желудочным кровотечением. Стали лечить пиявками, как было принято в то время.
Особая миссия
3 марта двойник Сталина Феликс Дадаев был отозван из отпуска в Москву, «чтобы в случае необходимости заменить Сталина» в публичных церемониях. Но такой необходимости не возникло. Феликс Гаджиевич Дадаев (р. 4 марта 1920 г.) – заслуженный артист РСФСР. В 1996 году было рассекречено, что в течение длительного времени он снимался в кинохронике как двойник И. В. Сталина. Дадаев читал доклады, подражая голосу вождя, принимал участие в митингах и различных культурных мероприятиях. Во время войны служил в концертной бригаде, хоть ему доводилось и в разведку ходить, и в боях участвовать. В составе концертной бригады 2-го Белорусского фронта Дадаев дошел до Берлина. Секретная работа началась в 1942 г. В это время после очередного ранения Дадаева его родным пришла похоронка. Когда его считали погибшим, спецслужбы, заметившие сходство Дадаева со Сталиным, готовили для особой миссии…. «У меня были с ним совпадения и в росте, и в голосе, и в носе. А выглядел я гораздо старше своих лет, потому что рано возмужал…», – объяснял Дадаев. Для большего сходства актеру пришлось набрать 11 кг.
Сталин панически опасался заговоров и покушений, поэтому его поездки и официальные визиты выглядели так: возле парадного входа ожидала машина, в которую садился двойник, а настоящий Сталин в это время выходил с черного хода и ехал в другом направлении. В таких отвлекающих поездках участвовал Феликс Дадаев. Он же замещал Сталина на праздниках и парадах.
Актер утверждает, что именно он стоял на мавзолее во время парада ко Дню физкультурника и приветствовал проходящих мимо спортсменов. Однако доктор исторических наук и ведущий научный сотрудник Института истории РАН Юрий Жуков считает, что никаких двойников у Сталина не было, потому что они были ему не нужны:
Как бы то ни было, 4 марта СМИ сообщили о болезни Сталина советскому народу с удивительными подробностями, указывался его пульс, кровяное давление и результаты анализа мочи. Из политических соображений было объявлено, что удар случился с вождём не 1-го, а 2-го марта и что он находится в Москве.
5 марта 1953 года Сталин скончался в возрасте 74 лет
Одна из неофициальных версий сводится к тому, что Сталин был убит своими же соратниками, другая похожа на фарс: на самом деле Сталин умер сразу, а все остальные дни роль умиравшего вождя исполнял его двойник, дабы дать ближнему кругу время на укрепление своих позиций в борьбе за власть.
Дочь Сталина в своих мемуарах писала, что после инсульта лицо отца изменилось до неузнаваемости. Зато после смерти приобрело знакомые черты. При всей комедийности упомянутой версии стоит отметить, что история с двойником не так уж плохо в нее вписывается.
Посмертная маска Сталина |
В свою очередь версия об убийстве делится еще на две составляющие. Первая: Сталин в ту ночь чувствовал себя прекрасно, но его отравили. Организатором выставляют Берию, так как он был единственным, кому это могло быть под силу при существовавших мерах безопасности.
Более реальной воспринимается вторая версия: Сталина не убили, а скорее помогли умереть. Всё окружение Сталина, начиная от личных охранников и заканчивая высшей номенклатурой, проявило удивительную нерасторопность. Сначала охранники весь день не решались потревожить вождя, упустив драгоценное время. Потом более 10 часов к Сталину не вызывали врачей. В итоге медицинскую помощь стали оказывать тогда, когда уже было поздно.
Поражающий аскетизм
Перечень вещей, принадлежащих «великому вождю пролетариата» и учредителю мощнейшей машины репрессий, «лучшему другу пионеров и ученых», описанных по приказу Л. Берия 5 марта 1953 года, впечатляет своим аскетизмом: несколько курительных трубок, 6 кителей, 10 брюк, сберкнижка, на которой 900 рублей. Никаких драгоценностей и вообще вещей, представляющих материальную ценность. Ни на одной сталинской даче не было обнаружено сумм наличных денег.
Ближняя дача Сталина |
Между тем у Сталина была самая большая зарплата в СССР – 10 тысяч рублей. Сталин ежемесячно платил 300-рублевые партийные членские взносы. Правда, существует конспирологическая версия, что в день смерти Сталина сотрудники МГБ вскрыли на Ближней даче сейф, где якобы находилось свыше 3,6 миллиона рублей и внушительная сумма в иностранной валюте. Однако документального подтверждения этому нет, как нет и ясности, куда же девал генералиссимус свою зарплату. По воспоминаниям начальника охраны Сталина Николая Власика, прохудившиеся до дыр сапоги Хозяина меняли по ночам, когда генералиссимус спал — если наутро Иосиф Виссарионович надевал предварительно сшитые новенькие кожаные ботфорты и носил их без замечаний, то дело было сделано. А бывало и так, что Сталин требовал вернуть ему привычные старые дырявые сапоги.