Обратите внимание: материал опубликован более чем пять лет назад

Внучка легендарного клоуна: «Дедушка всегда хотел вернуться в Даугавпилс»1

Внучка легендарного клоуна: «Дедушка всегда хотел вернуться в Даугавпилс»
17 августа в Центре культуры и информации Даугавпилсской крепости состоялась пресс-конференция, а по сути теплая встреча с внучкой знаменитого клоуна Коко – Николая Петровича Полякова (1900-1974) – Миной Хассини, прибывшей к нам из Англии в связи с открытием Международного фестиваля уличного театра и клоунады. Фестиваль этот – посвящение ее деду, чьим местом рождения стал Двинск.

В начале мероприятия был показано интервью с Николаем Поляковым, снятое Британским TV на склоне лет жизни прославленного клоуна.

 

В Интернете можно прочесть, что Н. П. Поляков появился на свет «в буквальном смысле за кулисами Двинского драматического театра, в котором его мать работала костюмершей, а отец – бутафором». Однако на пресс-конференции было сказано, что отец Николая был клоуном и мастером трапеции. Тренировки акробатов были очень сложными и отнимали много времени. Поэтому отец Николая разрешил своему семилетнему сыну присоединиться к итальянской труппе цирковых, чтобы он научился у них цирковому искусству.

 

Но Николаю хотелось быть не просто цирковым, а клоуном. Считал, что изображать клоуна невозможно, им надо родиться. Окончив обучение, в возрасте 11 лет он стал выступать на арене, зарабатывая этим себе на жизнь. Обладая несгибаемым характером, вставал в 6.15, выпивал стакан молока и отправлялся в цирк. В школу шел после часовой тренировки. Так как Николай работал в труппе передвижного цирка, ему приходилось часто менять школу. С собой мальчуган возил книгу, в которую каждый учитель записывал, какой материал освоил этот ученик.

 

Николай Поляков называл себя не клоуном, а Августом. Пояснял, что клоун обычно «носит» белое лицо, как Арлекин. Он светел и привлекателен, никогда не окажется в неловкой ситуации. Тогда как Август – шут, который дурачится, попадая в различные неловкие ситуации. Зато в итоге всегда выходит победителем. Вероятно, о таких как Николай Поляков в образе Коко пела Алла Пугачева: «Я шут, я Арлекин, я просто смех!»

 

Николай Петрович Поляков создал свой особый образ. При этом не заявил на него авторские права. Имело место джентльменское соглашение, по которому другие клоуны не станут использовать его. Если же такое случалось, клоуны быстро замечали кражу и указывали на недопустимость поступка. Настоящие клоуны никогда не копировали друг друга, ну разве что чуть-чуть…

 

Постепенно приобреталось истинное клоунское лицо. Грим Августа сравнивали с костюмом, сшитым у хорошего портного, – он должен был идеально сочетаться, находиться в гармонии с мимикой, помогать зрителю считывать эмоции.

 

Все началось с Двинска

 

В рамках пресс-конференции Мина Хассини выступила с презентацией, в ходе которой рассказала, что она дочь Тамары Поляковой, отцом которой является Николай Поляков. Была показана милая фотография, на которой Мина предстает трехдневным младенцем на руках своей матери, рядом дедушка.

 

Внучка легендарного клоуна: «Дедушка всегда хотел вернуться в Даугавпилс»
Мина Хассини

 

«Впервые вкус публичных выступлений Николай ощутил в Двинске, ему тогда было пять или шесть лет. Мальчик решил петь и танцевать в местном кафе, чтобы помочь семье деньгами», – рассказывала внучка.

 

Из дальнейшего повествования следовало, что его семья перебралась в Ригу, когда Николаю исполнилось 8 лет. Вот там его отец действительно стал работать в театре, а мать шила и реставрировала театральные костюмы. Здесь же случился первый творческий опыт будущего клоуна в роли маленькой девочки. По замыслу театрального представления «девочку» должны были пронести через сцену, и случилось так, что на одном из спектаклей с Коли слетел парик. Оказавшись за кулисами, незадачливая «девочка» вышла, взяла парик и ретировалась, чем вызвала у публики приступ смеха. Но Коля совсем не стушевался перед этим хохотом, он наслаждался им.

 

«Все, чего он хотел, – это выступать. Николай объехал с передвижным цирком всю Европу», – говорит Мина.

 

В Англию Н. Поляков прибыл с лондонским цирком Бертрама Миллза. (Bertram Mills). Зимой 1929/1930 гг. Б. Миллз открыл параллельно с «Олимпией» цирк в манчестерском «Сити-Холл». Бертрам Миллз увидел Николая Полякова в Цирке Буша в Берлине, вскоре Коко становится одним из любимцев английской публики, непременным участником программ (natura1.ru).

 

В 1959 году Елизавета II даровала Николаю Полякову, клоуну Коко, звание кавалера Ордена Британской империи за заслуги в обеспечении безопасности самых маленьких участников дорожного движения – детей. Дело в том, что Николай, помимо работы в цирке, по своей инициативе занимался образованием детей в данной области. На необходимые для таких мероприятий вещи тратилась чуть ли не половина клоунской зарплаты. Так что орденоносцем клоуна Коко, вопреки ожиданиям, сделали отнюдь, не достижения в основной профессии. Дети и внуки Николая Полякова тоже работали в цирке.

 

Раритетные подарки

 

Во время пресс-конференции Мина Хассини подарила Даугавпилсу самый настоящий раритет – клоунские ботинки своего деда 58 размера и его черно-белый жезл для выступлений, символизирующий безопасность дорожного движения. Ботинки эти из-за своего гигантского размера вошли в Книгу рекордов Гиннеса.

 

Принимающий подарки вице-мэр Даугавпилса Янис Дукшинский сказал:

 

«Этот подарок бесценен. Обязательно будем хранить его в Центре М. Ротко, в галерее раритетов знаменитых земляков, которая формируется в настоящее время».

 

Ответным подарком стала белая скатерть с пояснением ее значения для жителей Латвии.

 

Внучка легендарного клоуна: «Дедушка всегда хотел вернуться в Даугавпилс»
Внучка легендарного клоуна: «Дедушка всегда хотел вернуться в Даугавпилс»

Внучка легендарного клоуна: «Дедушка всегда хотел вернуться в Даугавпилс»

 

Цирку Bertram Mills Поляков в общей сложности отдал 36 лет своей жизни. Коко, известный также как Август, являлся патроном многих благотворительных организаций, членом лондонского «Магического круга», известного английского общества фокусников и иллюзионистов, автором двух книг. Николай Поляков не раз становился участником передач на британском TV, (This is Your Life, Late Night Line Up) и радио ВВС. Этот клоун регулярно развлекал детей королевы Елизаветы II в Букингемском дворце. Выступал в королевском варьете и в шоу Лорда Мейора. Участвовал в фильме Карла Цукермейера Katherina Knie. Во всех слоях общества у Полякова были хорошие друзья, начиная с продавца газетного киоска до королевских особ.

 

«Мой дедушка был очень скромным и честным человеком, – говорит внучка Мина. – Если у него интересовались, чем он занимается, отвечал: “Я всего лишь клоун”. Хотя на самом деле он был Клоуном Коко – самым популярным и любимым во всем Объединенном Королевстве.

 

Дедушка всегда хотел вернуться домой, в Даугавпилс. Сегодня я здесь представляю его, завершая круг, очерчивающий столетие с тех пор, как он покинул родной город. Дедушка мечтал вернуться, и вот, наконец, это, пусть и символически, удалось. Большая честь, что первый Международный фестиваль уличного театра и клоунады Даугавпилс посвятил Клоуну Коко», – отмечала Мина.

 

Армейскую службу не приветствовал

 

Из ответов внучки Н. П. Полякова на вопросы журналистов следовало, что Николай Петрович рассказывал о Двинске, как о городе, в котором много зелени, парков и красивых архитектурных зданий. Что творческий псевдоним Коко изначально произошел от слова «кошка». Такой псевдоним Николай заслужил в цирке во время постижения мастерства. Со временем слово трансформировалось в Коко. По словам Мины, в семье деда общались на русском языке, но сама она на нем не говорит. Мина утверждает, что ее дед всегда был жизнелюбивым и добрым человеком.

 

Со стороны grani.lv прозвучал вопрос о службе Н. Полякова в армии.

 

«Правда ли, что он успел послужить и в Красной, и в Белогвардейской армиях, причем из обеих сбежал, применив мастерство перевоплощения?»

 

Мина ответила, что ее деду никогда не нравилось участвовать в военных действиях. И таки да! Он сбежал из обеих армий. А вот в британской армии дослужился до капрала. Избежать дальнейшего продвижения по армейской службе помогла полученная в цирке травма, его направили в подразделение, где служили люди искусства.

 

(В свое время Коко служил курьером в 11-м Сибирском полку, потом дважды призывался к исполнению долга перед Отечеством во время Гражданской войны, причем и в Красную, и в Белую армии. Оба раза сбегал… – Прим. авт.

 

Смотреть в глаза публике

 

Супруга Н. Полякова Валентина Новикова всегда находилась с ним рядом: организовывала быт, готовила костюмы для выступлений, заботилась о реквизитах. Если надо, могла и подсадной уткой – человеком из публики поработать.

 

Современники отмечают, что в клоунском образе Коко имелись черты, будто позаимствованные у ребенка, – проказливость и любопытство. Коко был наивен, доверчив, шумлив и простодушен. Одновременно его образу была свойственна смекалка, благодаря чему, попадая в переделки, он всегда находил выход. Последние годы Н. Поляков работал на арене в дуэте с сыном Майклом, также ставшим клоуном.

 

За свою жизнь Коко переиграл многие классические антре: «Путешествие на Луну», «Денежный шкаф», «Отелло», «Динамит» и др. Больше всего любил исполнять «Отраву», содержание которой сводилось к тому, что партнер Коко просил передать своей возлюбленной коробку пирожных. О том, что пирожные были отравлены, так как напарник- клоун хотел отомстить за измену, Коко не подозревал и съедал лакомство по дороге, совсем как Вини Пух мед. А дальше?.. Ну это надо было видеть. Коко на секунду замирал, пораженный известием, потом обращал к публике печальные глаза и медленно обводил амфитеатр взором, будто спрашивая о том, что же теперь делать? Столь долго и пронзительно смотреть в глаза публике, не суетясь, не гримасничая, мог только неподражаемый Коко.

 

Внучка легендарного клоуна: «Дедушка всегда хотел вернуться в Даугавпилс»

 

Жизнь на колесах

 

Вся жизнь на колесах – это про Коко. Своего дома семья Поляковых так и не завела. В пору финансового благополучия они приобрели огромный, хорошо оборудованный автофургон, в котором Коко и провел всю оставшуюся жизнь. Энциклопедия «Мир цирка» (том 1 «Клоуны») сообщает некоторые подробности быта:

 

Над столиком, уставленным гримировальными принадлежностями, в самом центре висело круглое зеркало в причудливой рамке, с двумя бронзовыми цепочками, под которыми болтался серебряный бубенчик, какие нашивали на свои колпаки старинные шуты. Справа полуобъемный царский герб, по краям – трехцветные флажки. А по другую сторону герба на цепочке позолоченная фигурка льва – царя зверей, вероятно, в качестве символа Британской империи – второй родины Полякова. Человек украшает свое жилище тем, что ему особенно мило, что греет ему душу. Перед столиком была приколота к стене фотография, на которой сам господин Черчилль пожимает руку капралу английской армии Николаю Полякову. Этот снимок обошел чуть ли не все газеты Великобритании.

 

Энциклопедия обращает внимание и на акварель в изящной серебряной рамочке с изображением церквушки. Из пояснения следует, что в Лондоне есть Клуб клоунов. А у него своя церковь, та самая, что изображена на акварели. В боковом помещении храма устроена галерея портретов знаменитых клоунов в костюмах и гриме. Портрет нашего соотечественника Н. П. Полякова тоже там находится.

 

Большое место на стене фургона занимал цветной плакат клоуна-сатирика Виталия Лазаренко, светлую память о котором Поляков сохранял на протяжении всей своей жизни. Виталий Ефимович Лазаренко (1890-1939) – создавший маску философствующего босяка, выступал почти без грима и называл себя «Шут его величества народа», помог Полякову сделать первые шаги в качестве клоуна.

 

Еще в интерьере фургона отмечается самовар с одной ручкой. С этим самоваром многое связано…

 

Коко балансировал со столом на лбу, на котором стоял реально закипевший самовар. В финале клоун должен был отбросить стол и поймать самовар. Но на одном из детских представлений случилась беда – у самовара оторвалась ручка, и артиста ошпарило крутым кипятком.

 


 

«Несмотря на ужасную боль, я все же услышал взрыв детского смеха. Они думали, что это мое любимейшее занятие и что этому смешному человеку доставляет удовольствие облиться кипятком…» – вспоминал артист.

 

Поляков пробыл в больнице несколько месяцев. Кредиторы забрали имущество, жена осталась без гроша с пятью детьми. Коко вышел из больницы в разгар зимы, обвязанный бинтами. В это непростое время семье надо было собрать волю в кулак, чтобы пережить черные дни.

 

Дела пошли на поправку, когда глава семейства почувствовал себя здоровым и получил ангажемент в цирк Буша – самый большой в Европе. Самовар без ручки отныне предупреждал, что счастье и несчастье идут рядом.

 

Последним пристанищем для клоуна Коко стала небольшая английская деревня Вудньютон (восточный район Нортгемптоншир), где ежегодно проводится фестиваль «Клоунфест».

 

По сути, это пара параллельных улиц среди Рокингемского леса. В деревенском парке Вудньютон есть резная статуя Коко-клоуна, похороненного на кладбище здешней приходской церкви Св. Марии.