Обратите внимание: материал опубликован более чем шесть лет назад

Дмитрий Олехнович – об аспектах героизации нацизма24

Дмитрий Олехнович – об аспектах героизации нацизма
Чем больше времени проходит с момента свержения нацистского режима, тем больше возникает трактовок минувшего. В одних случаях это усиливает идеологический раскол общества, растут радикальные настроения, в других – приводит к усилению цензуры. Стран, которым удается балансировать между правом на свободу мнения и уважением к памяти многомиллионных жертв, мало.

Примеры сказанному постоянно обновляются. И речь не только о сносе памятников бойцам и командирам Красной армии. Недавно стало известно о намерении инвестора построить музей колбасы и центр развлечений в немецкой Тюрингии, где действовал концлагерь Мюльхаузен (1944–1945) – один из филиалов трагического Бухенвальда. А в Польше прошла лесная вечеринка в честь Адольфа Гитлера. Припомним и отвергнутую США и Украиной резолюцию ООН против героизации фашизма. 

 

Вместе с тем, прославившаяся своей толерантностью Европа, похоже, стала осознавать реальность угрозы возрождения нацизма.  В октябре 2018-го Европарламент признал рост фашизма на ее территории. Была принята резолюция, призывающая государства Евросоюза запретить деятельность неофашистских и неонацистских групп. Предлагается создать подразделения полиции по борьбе с ксенофобией для обеспечения расследования и наказания этих преступлений. 

 

По просьбе «СейЧас» своими мыслями (в рамках обозначенной темы) поделился лектор кафедры истории Даугавпилсского университета Дмитрий Олехнович, который продолжительное время занимается исследованием проявлений нацистской пропаганды в немецкой печати (1941–1945 гг.). Прежде всего, историк указал на ряд аспектов героизации нацизма, и первый из них связывается с тем, что некоторые страны Восточной и Центральной Европы сейчас занимаются поиском своей идентичности и новой исторической памяти. 

 

«Для формирования любой политической нации нужны герои и антигерои, – поясняет Д. Олехнович. – На пространстве Восточной Европы с этим сложнее.  В российском медиапространстве в настоящее время активно культивируется тема бандеризации Украины. Но кто такой Степан Бандера? С одной стороны, он украинский националист, боролся за «незалежную» Украину в период между двумя мировыми войнами, поэтому для жителей Западной Украины он, конечно, герой. Во время Второй мировой войны Бандера находился в немецком концлагере, попал туда за чрезмерное усердие в борьбе. 

 

Важно понять, что однозначных героев нет. Их поиск связан с тем, что абсолютно любой человек может быть показан обществу с разных ракурсов. Лично для меня Бандера не герой, и тем более не является героем первый руководитель Организации украинских националистов (ОУН) Коновалец. И Герберт Цукурс – для меня не герой, несмотря на его заслуги как летчика и конструктора. Цукурс работал в Рижском гетто, пусть и не был членом расстрельной команды, однако этот факт стирает его довоенные заслуги. (В феврале 2019 г. Генпрокуратура Латвии приняла решение закрыть начатое в 2006 году расследование о возможной причастности Г. Цукурса к уничтожению мирного еврейского населения. Прокурор М. Зелчс заявил, что состава преступления не выявлено. – Прим. авт.)  

 

В научных кругах, – продолжает Д. Олехнович, – получила известность книга американского историка Тимоти Снайдреа «Земля крови»: Европа между Сталиным и Гитлером». По Снайдеру, Холокост – неотъемлемая часть кровавой восточноевропейской истории, в известной степени это было предопределено логикой событий: резким скачком антисемитизма в регионе. Снайдер дает историю Второй мировой и Холокоста в контексте предшествующих национальных конфликтов, без которых нельзя понять поведение восточноевропейских народов в этот период».

 

Вторым аспектом героизации нацизма Олехнович называет его привлекательную эстетику: «Геббельс не только смог оболванить миллионы немцев, но и учредить на долгое время культ сверхчеловека. Даже сегодня, по прошествии 70 лет, в фильмах 1930-х годов, созданных в Германии, просматривается «торжество сверхчеловека». 

 

Нацистская эстетика увлекала молодых, красивых и сильных. Они шли в бой с мировым злом. Генерал Власов – тоже ее представитель».

 

Дмитрий Олехнович отметил, что если в Западной Германии денацификация проходила успешно, то на постсоветском пространстве оказалось сложнее прийти к пониманию того, что мир не черно-белый, что у него много оттенков серого.

 

Подробнее читайте в газете «СЕЙЧАС» от 21.02.2019.