Две стороны отмены КОЗ11
Ликвидация компонента обязательной закупки (КОЗ) электроэнергии может способствовать повышению тарифов на отопление во многих латвийских городах. Об этом пишет газета Dienas Bizness.
Суть проблемы
Латвийская ассоциация предприятий теплоснабжения прогнозирует, что в отдельных городах тарифы поднимутся на 40%. Сейчас поддержку государства в рамках компонента обязательной закупки (КОЗ) электроэнергии получают 17 когенерационных станций, обеспечивающих централизованное отопление в разных городах Латвии, включая Даугавпилс, Огре, Елгаву, Екабпилс, Лиепаю, Резекне и Ригу.
Если КОЗ будет отменен без переходного периода, производство теплоэнергии в этих городах может значительно подорожать, а в отдельных случаях даже окажется под угрозой прекращения. Новый министр экономики Ральф Немиро публично заявил, что КОЗ, по всей вероятности, будет отменен не так резко. Рост тарифов на тепло может затронуть примерно 996 тыс. (почти половину) жителей Латвии, покупающих теплоэнергию у станций, которые получают поддержку от государства.
О частниках
До 2000 года самоуправление Даугавпилса (мэр – А. Видавский, в 1994 году баллотировался от Партии народного согласия, предшественницы нынешней Saskaņa) вело насквозь популистскую ценовую политику, дабы не вызвать недовольства горожан. Нельзя сказать, что никаких реальных шагов не предпринималось, только заканчивались они, эти шаги, странно – например, делом фирмы «Сказка», когда полмиллиона долларов за мазут из бюджета города ухнули в неизвестном направлении. В те времена это была гигантская сумма. Достаточно напомнить, что в середине 90-х семья из 3-х человек могла на 10 латов (16 долларов) купить продуктов на неделю.
Затем, в 2001 году, Видасвкого на должности мэра сменил Эйгим. Благодаря его неутомимой деятельности город погряз в кредитах и вполне реальным стал вопрос о введении внешнего управления. Что до отопления, то уже в 2002 году долг горожан Теплосетям достиг почти 6 миллионов латов, и предприятие Latvijas Gāze даже собиралось прекратить поставки газа в Даугавпилс. С такими раскладами понятно, что никаких средств на модернизацию Теплосетей ни у Daugavpils siltumtīkli, ни у города просто не было.
Когда в 2003 году Эйгима «попросили» с должности, первостепенной задачей было вырвать город из кредитно-долговой кабалы, что, в свою очередь, наличия лишних средств в бюджете, которые можно было направить на модернизацию ТЭЦ, тоже не подразумевало.
А цены на топливо (газ) росли себе и росли.
Поэтому в 2007 году самоуправлением (мэр – Рита Строде) были заключены первые договоры с частными предпринимателями. Первый – договор с BK-Energija (Сприновский) – был заключен в 2007 году, затем – с фирмой Latneftegaz (Рыбников) и с фирмой Mamas-D (Граховский). Что позволило сдерживать повышение тарифа на отопление.
Проще говоря, оказывается, именно благодаря частникам мы платим за отопление на 40% меньше. Тем самым частникам, против которых различные политические проходимцы уже третий год ведут «крестовый поход», обвиняя во всех грехах.
Снова о «схемах»
То, что третий год подряд навязываемые обществу бредни о «схемах» – наглый популизм и вообще бред сивой кобылы, всем вменяемым людям уже ясно.
«Частники» работают в Даугавпилсе, Огре, Елгаве, Екабпилсе, Лиепае, Резекне. А самый большой процент тепла по когенерации получает Рига. Причем о «схемах Ушакова» там никто не верещит.
Но Даугавпилс, как всегда, выделяется. Новый старый мэр не нашел ничего лучше, чтобы «наехать» на этих самых частников, – мол, быстренько снижайте тариф! Вместо того, чтобы заниматься вопросами стратегического развития Теплосетей, опять имитация бурной деятельности.
Этому «хозяйственнику» даже неведомо, что частный бизнес потому и называется частным, что работать себе в убыток не будет. И если Элксниньш «перегнет палку», то частники просто плюнут и уйдут. А мы станем платить за тепло на 40% больше.
Понятно, что некоторым без популизма — никуда. И «комиссарить» всегда проще, чем заниматься реальной муторной каждодневной работой. Но зачем всех за дураков-то держать?
Ну а что там с КОЗ?
А с КОЗ все плохо. С одной стороны, отменишь – и взлетят цены на тепло. С другой – КОЗ – это серьезное препятствие на пути латвийской промышленности. Достаточно вспомнить, что именно из-за неуплаты КОЗ банкротировал KVV Liepājas Metalurgs. Отмена компонента обязательной закупки снизит стоимость электроэнергии, и тем самым производителям станет легче дышать, понизится себестоимость производства латвийской продукции, станет возможным какое-то развитие, создание новых рабочих мест и так далее. Да и в тех счетах за электричество, которые оплачивает каждый из нас, доля этого самого КОЗ весьма велика.
Решать эту дилемму будут на уровне правительства и Сейма. Есть даже вероятность, что решение не нанесет ущерба жителям Латвии. И Даугавпилса тоже. Если, конечно, некоторые политики у нас перестанут искать легкие на первый взгляд решения и страдать популизмом.