«СейЧас» : история с трупом25
История, о которой узнала газета «СейЧас», напоминает фильм ужасов. Кажется невероятным, что такое может происходить в наше цивилизованное время. И тем не менее…
«Семья моего сына – он, его жена и 4-летний ребенок, проживает на 5-м этаже в доме по улице Пиекрастес, – рассказывает горожанка Людмила. – В понедельник (17.09) у них в квартире, где я часто бываю, появился странный, неприятный запах. Так как запах в основном ощущался в ванной комнате, совмещенной с туалетом, мы подумали, что возникли проблемы с канализацией. Запах с каждым днем стал усиливаться, и в пятницу дети вызвали полицию.
К этому моменту стало понятно: вонь идет из квартиры на 4-м этаже, расположенной под однокомнатной квартирой сына. В ней проживал одинокий мужчина, мы с ним почти не встречались, но другие соседи заметили, что человека долго не видно. Ну вот, полицейские приехали, походили рядом с соседской квартирой, понюхали, сказали: «Примем меры» и уехали.
В субботу вечером сын опять позвонил в полицию по номеру 112, и ему ответили, что ищут родственников соседа. Но только в воскресенье, в 16.00, после того, как в полицию поступило заявление от 9 собственников квартир в подъезде, где проживает семья сына, квартиру соседа, наконец, вскрыли. И тут нагрянули все: и полиция, и пожарные, и «скорая». В квартире обнаружили труп мужчины в разложившемся состоянии. Нашли и паспорт, мужчина этот 1956 года рождения.
Труп вывезли. Перед тем, как покинуть квартиру, полицейские открыли все окна. А саму квартиру типа опечатали – заклеили бумажкой с пломбой. Но так как окна были открыты, возник сквозняк и бумажка оторвалась. Двери распахнулись, вонь стояла ужасная. Такая, что семья моего сына вынуждена была съехать, перевезли и мягкую мебель, чтобы не пропитывалась трупным запахом. Сейчас живут у нас с мужем, в двухкомнатной квартире, муж мой после операции. Еще с нами проживает моя мама, имеющая инвалидность. Ютимся вшестером на маленькой площади. А все потому, что, по словам полицейских, в квартире, которая является собственностью умершего, нельзя производить никакие работы. Это же собственность! Нам пояснили: должны найтись родственники, и только с их разрешения… Единственное, что изменилось: 26 сентября представители ПЖКХ закрыли в той квартире окна. Приезжали с вышкой и закрывали, внутрь квартиры не входили. А потом сказали: «Там такое творится, что мы подобного еще не видели».
Схожий с описанным выше случай не так давно произошел в Олайне. В многоквартирном доме умер одинокий пенсионер. Когда в подъезде начал ощущаться своеобразный запах, соседи вызвали полицейских, которые и обнаружили в одной из квартир разлагающиеся останки. Однако, хоть труп из квартиры увезли, запах в соседних квартирах остался. (Bez Tabu). Люди обратились в Олайнскую думу с просьбой предпринять меры в связи с распространением запаха из квартиры умершего. Самоуправление откликнулось не сразу, только после того, как на проблему обратили внимание журналисты Bez Tabu. В итоге Олайнское самоуправление все-таки оказало помощь, над невыносимым запахом была одержана победа.
Жители дома по улице Пиекрастес надеются, что и Даугавпилсское самоуправление не оставит их в беде.
После того, как окна закрыли, трупный запах еще больше усилился. Особенно с 3-го по 5 этажи. И куда только мы ни обращались! Искали помощи в ПЖКХ, в СЭС – никто не берется обрабатывать квартиру. Где искать спасения?! В курсе и депутат Городской думы Элксниньш. Но и он объясняет: «Ничего не могу сделать – частная собственность». А у моего сына, что же – не частная собственность? Почему ей наносится ущерб? Жильцы хотели нанять фирму, чтобы провести санобработку квартиры, но и из этого ничего не вышло, причина та же – частная собственность. Полиция говорит: если будем предпринимать действия в этом направлении, то и ответственность будет возложена на нас, если что пропадет. А то, что квартира до сих пор стоит без замка, это нормально? Помогите!»
«Сегодня такая тенденция…»
В конце прошлой недели старший специалист Латгальского регионального управления Госполиции Ксения Белова дала такой комментарий в рамках темы:
«Пока труп мужчины, обнаруженный в многоквартирном доме на улице Пиекрастес, не идентифицирован. Поэтому утверждать, что это и есть собственник квартиры, Госполиция не может. Назначена судебно-медицинская экспертиза, в результате которой будут установлены личность умершего и причина, повлекшая смерть.
Конечно, скорей всего, умерший – хозяин квартиры, но этому должно быть официальное подтверждение. Двери после взлома (на законных основаниях) были опечатаны полицией. ПЖКХ может вставить новый замок, но это их добрая воля. В отношении случившегося начат уголовный процесс. Закон запрещает раскрывать этапы его проведения. Госполиция выполнила действия в рамках своей компетенции.
По-человечески, проблемы соседей понять можно. В настоящее время вопрос о санитарной обработке помещения, где было найдено разложившееся тело, а также подъезда – в большей степени в компетенции ПЖКХ и городского самоуправления. Возможно, они возьмут на себя ответственность в отношении проведения санобработки. Но ведь есть еще юридическая сторона: если даже будет доказано, что умерший являлся хозяином квартиры, существует срок, в течение которого наследники могут вступить в право наследства. Еще вопрос, захотят ли они это делать? Этот случай в очередной раз напоминает, как важно позаботиться о завещании своевременно, чтобы потом не возникало проблем.
К сожалению, сегодня наблюдается тенденция, когда жильцы дома не знают, как зовут соседа по лестничной клетке. Информация о нахождении трупов одиноких стариков, умерших некоторое время назад, стала все чаще появляться в СМИ. Все оттого, что люди равнодушны друг к другу. Никого не волнует, что у одинокого человека неделями не зажигается свет в квартире, полное безразличие…»
Депутат Даугавпилсской городской думы, председатель Социального комитета Хелена Солдатенок, узнав о ситуации, сразу проявила желание помочь.
«Со своей стороны я постаралась уговорить, чтобы судмедэкспертиза была сделана как можно быстрей. У меня также был разговор с представителем ПЖКХ по поводу того, чтобы они вставили дверной замок. Замок уже вставлен. Из разговора с представителем Госполиции стало известно, что в Огре проживает бывшая супруга умершего. У него еще есть сын. Будем просить его, как потенциального наследника, приехать в Даугавпилс, но прежде надо узнать, по какому адресу тот проживает, наладить с ним контакт.
К решению проблемы подключились исполнительный директор Даугавпилсской думы И. Голдберга, Муниципальная полиция Даугавпилса, исполнительный директор ПЖКХ Юлия Мамай. Причем Муниципальная полиция недоумевает, почему жильцы не поставили ее в известность о произошедшем.
Есть также вопросы к Госполиции, почему затянули с выездом на место и взломом дверей, а потом, по сути, оставили двери открытыми. Если бы человек умер в муниципальной квартире, провести соответствующую санобработку было б намного проще, но в данном случае речь идет о частной собственности.
Руководитель Юридического департамента Руслан Головань советует жильцам написать жалобу в Думу на имя мэра или исполнительного директора, если запах не исчезнет. В таком случае возможно отдельное распоряжение в отношении проведения санобработки квартиры. В заявлении указать, что соседи готовы оплатить расходы по санитарной обработке помещения. Останки умершего были обнаружены на диване. Правильно было бы диван этот вывезти, но он также является собственностью умершего, поэтому и в этом случае понадобится согласие сына», – поясняла Х. Солдатенок.
P. S. 28 сентября была проведена санобработка подъезда, где был обнаружен разложившийся труп.