Обратите внимание: материал опубликован более чем шесть лет назад

Железнодорожники: начало пути1

Железнодорожники: начало пути
Существующая в городе с 1922 года профессиональная школа уже готовила специалистов, которые могли работать на железной дороге, но, вероятно, этого было недостаточно. Почему нужна была школа железнодорожников в Даугавпилсе? 

Во-первых, в 1927 году происходит расширение Даугавпилсского железнодорожного узла. Во-вторых, 1 октября 1928 года начинается строительство новых железных дорог в Латгалии. Возможно, поэтому в 1929 году Министерство образования принимает решение о создании новой школы на месте существующей, что значительно экономит финансы. В то же время в Даугавпилсе находились Главные железнодорожные мастерские, где могли проходить практику учащиеся школы.

 

Кого готовит новая школа? 

 

Вновь созданная Daugavpils valsts arodu un dzelzceļu tēhniskā skola должна была готовить слесарей, ремесленников механической мастерской, а также машинистов, «водителей локомотивов» и помощников машиниста, осмотрщиков вагонов, технических агентов, машинистов стационарных двигателей. Хотя программа обучения почти не изменилась, теперь школа должна была готовить специалистов исключительно для железной дороги. Чтобы создать новую школу, два Министерства – образования и сообщения – заключают между собой соглашение. С этого дня Министерство сообщения будет принимать активное участие в работе школы. 

 

Обязанности Министерства сообщения 

 

Теперь выпускники школы по окончании обучения зачисляются на службу на железной дороге. Это давало молодым людям возможность обеспечить свое будущее. 

 

Фактически учащиеся уже были железнодорожниками, так как получали льготы, предусмотренные для работников железной дороги, в том числе бесплатный билет, по которому они могли дважды в месяц поехать домой за продуктами, и бесплатное лечение.  

Интересно, что Министерство сообщения, вероятно, было заинтересовано в создании железнодорожных династий, потому что при равных результатах вступительных проверок предпочтение отдавалось детям железнодорожников. Возможно, в Министерстве считали, что дети железнодорожников имеют представление, какую сложную профессию они выбирают.

 

Как принимали в школу учащихся?

 

Принимались только молодые люди, граждане Латвии. Если количество поступающих превышало количество вакансий, проводились вступительные экзамены по латышскому языку и математике. Но так как школа пользовалась огромной популярностью у жителей Латгалии, эти экзамены проводились всегда. На одно место обычно претендовали 3–4 человека. К примеру, в 1930 году на 70 вакантных мест в Даугавпилсской железнодорожной школе претендовало 250 человек (почти 3,5 человека на место). Кроме проверки знаний, каждый учащийся должен был пройти «психотехническую» проверку. Это была, во-видимому, серьезная медицинская проверка, в том числе психиатрическая, которая несколько дней проводилась в Рижском городском институте исследования профессиональной пригодности.  

 

Новый директор – новые возможности!

 

Огромная заслуга в создании новой школы и в ее успешной работе принадлежит директору школу Карлису Самтиньшу. Судя по архивным документам, все эти годы им велась активная работа по обустройству, реновации школы, совершенствованию учебного процесса.

 

Школьная символика

 

В то время обязательными элементами школьной символики были форменная фуражка, нагрудный знак выпускника школы, школьное знамя. 

Форменная фуражка не была элементом парадной одежды, ее носили и в будни, и в праздники. Она была черного цвета с красной окантовкой и значком железнодорожника. 

 

Нагрудный знак выпускника школы был утвержден в 1931 году. После долгих переговоров между Министерством образования и Министерством связи на нагрудном знаке был оставлен малый герб Латвии, как на пуговицах новой формы железнодорожного служащего. Сегодня этот знак можно увидеть в экспозиции Латвийского железнодорожного музея.

 

Знамя школы железнодорожников было утверждено только в 1937 году, а в 1938 году выпускной вечер был объединен с праздником школьного знамени. Знамя для железнодорожной школы было изготовлено руками учащихся школы «Сауле» и преподнесено школе Главным управлением железной дороги. Одна сторона знамени была черной, вторая – сине-зеленая, что соответствовало цвету форменных фуражек школы. На знамени был изображен девиз «Spēkus tēvijai – Darbus Latvijai!» 

 

Железная дисциплина – залог успешной работы!

 

И директор школы, и инспектора вспоминают, что дисциплина в школе была железной. Для приучения воспитанников к порядку на стене в школе висели контрольные часы, где помещались специальные карточки, на которых учащийся отмечал время своего прихода и ухода из школы. Малейшее опоздание каралось выговором с занесением в личное дело, а в дальнейшем, вероятно, отражалось и на тех выплатах, которые учащийся получал от прибыли мастерских. Введение этих часов, как вспоминает инспектор Рейнхард Манц, очень не понравилось учащимся, но потом они привыкли «к порядку и дисциплине». Сохранилось письмо родителей учащихся школы в Министерство образования, где они жалуются на то, что к учащимся относятся «как к малолетним преступникам». Существовала в школе и система штрафов. 

 

Забота о воспитанниках

 

Обучение в школе было платным: 10 латов в год или 5 латов в семестр. Стипендию учащиеся не получали, но у них была возможность заработать деньги на свое содержание. Дело в том, что всё, что изготавливалось в школьных мастерских, покупала железная дорога, и после вычета всех расходов оставшуюся чистую прибыль мастерских получали учащиеся.

 

Школа железнодорожников всегда проводила целенаправленную политику поддержки малоимущих учащихся. В личных делах учащихся сохранялись заявления на имя директора школы с просьбой освободить от платы за обучение или выплатить стипендию, и чаще всего просьбы удовлетворялись.

 

Учебный год – с 1 октября

 

Обучение в школе начиналось с 1 октября, при этом весь учебный год учащиеся параллельно проходили теоретическое и практическое обучение. Практические занятия в это время проводились в школьных мастерских. С 1 июня до 1 сентября  учащиеся проходили практику  в Главных  железнодорожных мастерских. В отличие от нынешнего времени, каникулы в школе были только один месяц, с 1 сентября до 1 октября. 

 

Интернат для иногородних 

 

В школе висела карта Латвии, на которой были отмечены места, откуда приехали учащиеся. Так как учиться сюда приезжала почти вся Латгалия, для иногородних учащихся существовал интернат. Воспитанники спали в общей комнате, но каждая кровать была отгорожена занавесом, что создавало определенное уединение. Плата за интернат в 1936 году составляла 4 лата в месяц.  Питание оплачивалось дополнительно и стоило 12 латов в месяц, 8 латов за обеды и 4 лата за ужины. Вероятно, сумма для учащихся была значительная.

 

Гордость школы – духовой оркестр!

 

В школе были свои оркестр и хор, которые принимали участие в городских и школьных мероприятиях. Культурный фонд в марте 1937 года выделил 1000 латов на  приобретение музыкальных инструментов  для оркестра, состоявшего из 40 человек.  

 

Школа строит самолеты! 

 

В тридцатые годы в мире уже чувствуется дыхание войны. В связи с этим и в Латвии возрастает интерес к авиации. В мастерских школы руками учащихся были построены три самолета. Конечно, детали и мотор заказывались за границей, самолеты были, по современным меркам, довольно простой конструкции, но это не умаляет самого факта! За создание летательных аппаратов учащиеся и директор школы Карлис Самтиньш были награждены грамотой президента Латвии и поздравительными письмами от даугавпилсского главы, от командования Даугавпилсского гарнизона и руководства Латышского общества. 

 

Участие в строительстве Дома Единства

 

Важным моментом в жизни Daugavpils valsts arodu un dzelzceļu tēhniskā skola стало участие в строительстве и оборудовании Дома Единства. В 1937 году в мастерских изготавливают мебель и светильники. А в 1939 году возникла необходимость переоборудовать систему отопления Дома Единства. Одна бригада учащихся трудилась у стен здания, на улице Саулес. Вторая группа работала внутри, в темных узких помещениях системы отопления здания, они должны были проложить систему, по которой происходила доставка торфа к отопительным печам Дома Единства. 

 

Школа в сороковые…

 

За одиннадцать лет успешной работы школа подготовила сотни железнодорожников, но 1940 год внес в ее работу свои коррективы. Известно, что школа работала в годы войны и продолжала обучать специалистов для железной дороги. Это свидетельствует о том, что какой бы режим ни существовал в стране, железная дорога была, есть и будет важнейшей отраслью хозяйства.