Не знаем, как подступиться: Вантовый мост как символ утерянных технологий1


А вы в курсе, что на Земле на днях случилась Всемирная Катастрофа? Что конкретно произошло — пока непонятно, но в итоге мы утратили все знания, накопленные цивилизацией. Например, как чинить вантовые мосты.

Ремонт столичного Вантового моста дорожает на глазах — теперь обнаружилось, что там надо чинить не только основание, но и тросы, а также менять асфальтовое покрытие. По примерным подсчетам, это еще плюс 30 миллионов евро к бюджету основного ремонта моста.

 

Правда, каков этот «основной бюджет» — пока неизвестно. Конкурс на реконструкцию моста ранее объявили, но провалили: заказ вызвался исполнить один-единственный претендент, заломивший за работу 97 миллионов евро. Для сравнения: за меньшие деньги (82 миллиона евро) в Риге сейчас собираются строить НОВЫЙ мост — путепровод на Кундзиньсале.

 

Признав, что претендент взвинтил цену ремонта на 50%, мэр Риги Вилнис Кирсис пожаловался, что заказ доверить некому. «Проблема в том, что такой мост в Латвии — единственный. Есть другие вантовые мосты, поменьше. Но такого большого нет. Поэтому нет и опыта таких работ», - заявил Кирсис и добавил, что даже на европейском уровне организаций с таким опытом можно пересчитать на пальцах одной руки.

 

Я не знаю, сколько пальцев на руке у Кирсиса. Но в Европе вантовых мостов — сотни. А по всему миру — многие тысячи. И все они — именно большие. В этом их смысл: только вантовые мосты позволяют перекрывать водные преграды большой протяженности с незначительным количеством промежуточных опор. Возводить в огромном количестве их начали с 50-х годов прошлого века, а в последние 20-30 лет во всем мире наблюдается настоящий бум строительства вантовых мостов.

 

Во Франции на вантах держится мост Нормандии, у которого длина одного пролета (856 метров) больше, чем длина всего рижского Вантового моста (553,5 метра). И в Греции вантовый мост через Коринфский пролив Рион — Андирион тоже посрамляет длиной одного пролета (560 метров) весь наш мост. Гигантами также смотрятся рядом с рижским Вантовым мостом вантовые мосты в Испании: мост Конституции 1812 года, мост инженера Карлоса Фернандеса Касадо и мост Ранде в Понтеведре.

 

А еще есть Скарнсуннский мост и мост Кап Хельгеланд в Норвегии, Эресуннский мост между Данией и Швецией, мост Уддевалла в самой Швеции, Второй Севернский мост и мост Королевы Елизаветы II в Великобритании, мост Васко да Гама в Португалии…

 

Знаете, откуда эти названия? Из списка «самых длинных вантовых мостов мира с самыми большими пролетами». Я взял из него только мосты Европы. А ведь в Европе есть вантовые мосты и поменьше. Не говоря о том, что тысячи вантовых мостов (гораздо крупнее, чем в ЕС) возведены в странах вне Европы — в Китае, США, России, Японии, Египте, Саудовской Аравии, Индонезии, Вьетнаме, Корее и так далее.

 

Как думаете, эти мосты стоят и ветшают или их все же кто-то ремонтирует? Если на всю Европу можно наскрести только 5 фирм, способных на такой ремонт, то как европейские вантовые мосты еще не рухнули? Или, может, у Кирсиса на руке какая-то аномалия с пальцами? Или, может, он просто не умеет считать больше пяти? Но тогда еще меньше цифр знает однопартиец Кирсиса по «Новому Единству» - председатель транспортного комитета Рижской думы Олаф Пулкс, заявивший в эфире TV24, что на ремонте вантовых мостов в Европе специализируется всего несколько предприятий.

 

Я понимаю, что в Латвии беда с образованием и со специалистами. Налицо разрыв с наследием, накопленным предыдущими поколениями. Не хватает инженеров. Не хватает технологов. Да что говорить… У нас сегодня требуется целое архитектурное бюро, чтобы построить временные деревянные качельки на Домской площади. И это бюро во главе с начальником (сыном политика Артиса Кампарса) проектировало-проектировало да не выпроектировало.

 

Оказалось — современные рижские архитекторы не в курсе, что у детей есть ножки. И что для этих ножек под качелями надо оставить место. То, что понимает без проекта любой деревенский мужик, своими руками за пару дней строящий качели во дворе для ребятишек, оказалось недоступными сакральными знаниями для архитектора Томса Кампарса и его бюро. А ведь это лучшие из лучших — иначе почему именно им Рижская дума доверила поставить посреди Старой Риги пару десятков столбов и повесить между ними три качели на платформах, заплатив за это 165 тысяч евро.

 

Что тогда говорить о мостах... Судя по словам «отцов города», технологии строительства и ремонта вантовых мост наглухо утрачены в нашей стране. И теперь Вантовый мост стоит памятником ушедшей цивилизации. Почти как египетские пирамиды.

 

Если же судить по состоянию дорог, то даже залатывание дыр, судя по всему, является для «коалиции перемен» почти непосильной задачей. Видимо, чудодейственный состав асфальта тоже канул в Лету.

 

Что ж, в истории такое уже случалось — когда пал Древний Рим, и многие его технологии были забыты на долгие годы. Резко упало качество стекла — стеклодувы могли изготавливать только самые элементарные предметы. Прекратили выпускать бетон (его заново изобрели через тысячу лет). Были прекращены хирургические операции (их возобновят лишь в 14-м веке).

 

Вот и сейчас приходится с горечью констатировать: все, что мы сегодня умеем делать — ставить столбики на проезжей части и рисовать краской на дорогах знаки, что вот тут у нас – велодорожка. И эти знания мы готовы передать своим потомкам.