Обратите внимание: материал опубликован более чем шесть лет назад

«Русский титул», или мат мату рознь!2

«Русский титул», или мат мату рознь!
Обратиться к теме русского народного мата побудил случай: наблюдала в общественном транспорте двух старшеклассников. 

Возвращались домой из школы. Общались спокойно, на дружеской ноте, но очень по-разному: один переплетал чуть ли не каждое слово матом, другой, интеллигентного вида, ненормативную лексику не употреблял вообще.  

 

И не надо было быть экспертом, чтобы утверждать: жизнь этих двух юношей разнится так же, как их речь, после школы дороги парней кардинально разойдутся. Никто из пассажиров замечаний матерящемуся не делал, а сам он, вероятно, и не осознавал, что матерится, – молодой человек так разговаривал. Да и не он один, надо полагать. Сегодня мат чуть ли не в порядке вещей. Причем русским матом не пренебрегают и представители титульной нации, по крайней мере, узаконенных запретов на сей счет пока нет. 

 

Тема в этот день неожиданно продолжилась в телепередаче «О самом главном», – после советов о лечении желчного пузыря ее развивал доктор Мясников. Констатировалось, что ненормативная лексика достигла гигантских масштабов и что матом можно выразить все! Говорилось и о том, что, по сведениям некоторых ученых, мат напрямую влияет на здоровье человека, он может быть вреден, опасен, а может и пользу принести. Дело в том, что матом надо уметь пользоваться, соблюдать пропорции, так сказать, – в любом деле главное не переборщить. 

 

Однако вреден мат или полезен, он остается частью общества, данностью, которую не изменить. Но еще Михаил Зощенко указывал, что «во всяком безобразии следует соблюдать приличия». А наш современник, погибший от руки убийцы на Украине (2015), журналист Олесь Бузина имел такое мнение: «Мат плох не сам по себе, а там, где неуместен. В парламенте и суде он так же смешон, как пьяный боксер, принявшийся размахивать кулаками на благотворительной вечеринке. Но на поле боя, в борделе и в уличной драке он незаменим. Разговаривать с бесами можно только на понятном им языке. Иначе они так и не поймут, что пора покинуть приличное общество».

 

Выражение эмоций

 

Итак, мат признан способом выражения человеческих эмоций. Причем этого способа не гнушается ни укладчик шпал, ни поэт из числа великих. Все, кто интересуется творчеством А. Пушкина, вероятно, осведомлены, что талантливому сочинителю приписывают многочисленные произведения, богатые на ненорматив. В некоторых источниках Александра Сергеевича даже называют «гением матерного слова». Считая себя народным поэтом, Пушкин выделялся остроумием и неподдельной эмоцией. Крепкие выражения использовал в небольших стихах, эпиграммах («К кастрату раз пришел скрипач», «Телега жизни» и др.). Пушкин называл матерные выражения «русским титулом». 

 

Свое мнение относительно Пушкина и современного «Камеди-клаб» выразил рок-музыкант и композитор Валерий Кипелов: «Вы извините, но я ненавижу этот «Камеди клаб». Мне говорят: мол, Пушкин тоже использовал мат. Да. Но если вы, ребята, считаете себя сродни Пушкину, напишите-ка «Евгения Онегина» и ругайтесь потом матом сколько угодно. Вопрос снят. Это распущенность!» 

 

Да как же он снят, уважаемый,  если тема мата то и дело вызывает дискуссии! Вот лидер популярной группировки «Ленинград» Сергей Шнуров считает, что самое точное описание жизни без мата невозможно. «А чиновники выступают за неточность описания русской жизни. Сбивают, .…, прицел», – возмущается питерский «блестящий интеллектуал».  

 

Не выбросишь мат и из «Заветных сказок» известного фольклориста А. Афанасьева, записавшего неприличные сказки в ходе своих этнографических экспедиций. И Сергей Есенин площадных оборотов не чурался, подчеркивая тем самым свое крестьянско-пролетарское происхождение. Больше всего стихов с употреблением мата Есенин написал в последний год жизни, когда бунтарские настроения окончательно возобладали в его душе над лирикой – «Осень гнилая давно уж настала», «Ветер веет с юга». Свободно управлялся с нецензурными оборотами В. Маяковский, правда, на свой, революционный, лад. Да уж – великие поругивались в творчестве и вне его, что, однако, не мешало им оставаться великими.  

 

Мат и сегодня звучит везде, даже в местах, с которыми несовместим – в семейном кругу, в образовательных учреждениях, и о ужас – во властных структурах! От ненормативной лексики не застрахован никто. Мат проник во все стороны нашего быта, на телевидение, в деловую лексику, и, наверное, что неприятней всего – в театры. Впечатление, что без такой лексики до зрителей не дойдет «ихнее прекрасное». 

 

В моей журналистской практике был случай: несколько лет тому назад я брала интервью у учительницы одной из даугавпилсских средних школ, так она была возмущена простым вопросом: ругаются ли современные дети матом? «Как можно об этом спрашивать? Конечно, нет!», – негодовала педагог, лицо которой заливалось краской то ли потому, что пришлось соврать, то ли от ханжества. 

 

Между тем, есть мнение, что в мате как таковом ничего плохого нет, человек просто сбрасывает негативную энергию. Но есть и другое – бранные слова наносят вред не только тем, кто их бездумно произносит, но и тем, кто их слышит. Нормальный человек будет избегать компаний, где разговаривают матом. 

 

Разрешение запутанностей

 

Михаил Пришвин – певец природы – указывал: «Матерное слово – это анархичное разрешение дипломатических и моральных запутанностей». И как тут не вспомнишь нынешнего министра иностранных дел России, прославившегося своим «Дебилы, б…ь» 

 

Что касается древнерусских рукописей, то мат здесь рассматривается как черта бесовского поведения. То есть, произнося нецензурные слова, человек, даже если он делает это невольно, призывает темные силы. Сквернословие – один из грехов. Все, что мы произносим, – не случайно, и неважно, осознанно произносим или нет. Священники призывают контролировать свои слова и помнить: проклиная кого-то, весь негатив вы отправляете на свою же голову. 

 

Доктор биологических наук П. П. Горяев утверждает: когда человек беспричинно ругается матом, рвутся генетические коды, цепочки ДНК, распадаются хромосомы, что сродни радиационному облучению. Что матом можно не только разрушить свое здоровье, вызвать хроническую болезнь, но даже убить. Ученый также призывает не доводить себя до состояния, когда теряется контроль над тем, какие слова произносятся. 

 

В свою очередь доктор философии Вадим Михайлин доказал, что русский мат идентичен индоевропейским словесным заклинаниям, используемых в древних тайных мужских союзах. Михайлов обращает внимание на то, что члены военных мужских обществ проходили инициацию, в момент которой в юношу вселялся звериный дух, вызываемый силой магических заклинаний – матерным языком. Посвящение в воинов заключалось в усвоении юношами волчьего поведения, волчьего и матерного языка. 

 

Мат пробуждает звериный дух, разрушает душевно-духовную суть современного человека. Тот, кто часто использует ненормативную лексику, имеет отклонения в области психического здоровья, и процесс его дальнейшей деградации продолжается, – считает эксперт. Но в современных автомобильных пробках способен разразиться матом даже лауреат конкурса Чайковского. Немало и тех, кому начальника хочется послать куда подальше, хотя бы тогда, когда он не слышит. 

 

Мозг обрабатывает брань иначе

 

Привычка сквернословить, как правило, не говорит о человеке ничего хорошего, но при этом у брани находятся и неожиданные плюсы. По мнению завкафедрой криминальной психологии МГППУ Сергея Ениколопова, мат может и помочь, если человек использует его крайне редко, в чрезвычайных ситуациях. Волшебная сила ругани пропадает, если материться просто так. Эксперт считает: экспрессивная лексика необходима во время стресса, в экстремальных ситуациях, чтобы быстрее реагировать. «В такие моменты мат – действительно единственный способ донести информацию быстро и понятно. Например, неслучайно в расшифровках черных ящиков после авиакатастроф слышно, что летчики используют в основном ненормативную лексику – ведь они находятся в экстремальной ситуации». Увы, бранные слова постепенно теряют свою экспрессивность, эмоциональность, значит, и действенность, ведь сегодня даже молоденькие девушки не стесняются публично «разговаривать» на мате. Человек не находит слов, чтобы выразить действительно важные для него чувства. Но, если материться постоянно, то, по мнению экспертов, «ресурса в экстренной ситуации у организма уже не будет». 

 

Автор книги «Белая ворона» Р. Стивенс сообщает: мозг обрабатывает брань иначе, чем обычную речь. За последнюю отвечают кора головного мозга и ряд конкретных участков в его левом полушарии, в то время как брань ассоциируется с более эволюционно древними и примитивными отделами мозга. По словам Стивенса, описано немало случаев афазии (нарушение сформировавшейся речи), «при которых пациенты могли довольно свободно пользоваться стереотипическим языком – то есть петь песни или сквернословить. <...> Исследования пациентов с синдромом Туретта, при котором иногда наблюдается импульсивное влечение к брани, дают основания полагать, что матерная ругань связана с более глубокими отделами мозга – с его подкорковыми ядрами». 

 

Ученые выяснили и то, что ненормативная лексика усиливает эффективность и убедительность передаваемой информации. Грубые слова позволяют выражать гнев, отвращение, боль или демонстрировать собеседнику наше желание, чтобы тот держался подальше – не прибегая при этом к физическому насилию.

 

В заключение фрагмент из книги В. А. Кузьмина «Звезда сыска» для тех, кто не приемлет матерных слов и выражений:

 

«Я же грязных ругательств не выношу на дух, в какой-то мере и здесь сдержался и обругал пожарного разными химическими терминами, что мне в тот момент в голову пришли. «Ах, ты — говорю, — ангидрит натрия, перекись водорода и двуокись углерода. Что ж ты мне, сульфит калия, снимок испортил?». Вы бы видели, какие глаза у него сделались! Зато в другой раз слышу, как он прохожих от меня отгоняет: «Вы, ваши благородия, господину фотографу не мешайте. Он человек интеллигентный, но коли ему помешать, материться начинает просто виртуозно. Мне таких ругательств отродясь слышать не доводилось!» Ну и при встрече считает обязательным меня поприветствовать»