В самом начале было заявлено, что предстоящий поэтический марафон дает каждому из его участников возможность быть услышанным. При этом к прочтению дозволялось одно стихотворение на выбор автора, да разве творца удержишь в рамках!
Перед поэтическим стартом Александр Якимов – латвийский поэт, общественный деятель, депутат Сейма Латвии – сообщил присутствующим приятную новость: в середине марта выходит «Антология русской поэзии Латвии» в двух томах, тираж – 1000 экземпляров. В сборник вошли стихи авторов из всех регионов страны. Презентация Антологии ожидается сначала в Риге, а потом в Даугавпилсе. Далее слово в прозе держал вице-мэр города Янис Дукшинский. Тепло поприветствовав присутствующих, он отметил, что наш город богат на людей творческих, поэтов и писателей в том числе. «Я довольно часто бываю на таких встречах, и вот возникла идея хотя бы раз в году объединиться в одном месте. Это первый шаг, который надо укреплять и развивать», – наметил перспективу представитель самоуправления.
Приверженцев поэтического слога поздравил также атташе Генерального консульства РФ в Даугавпилсе Олег Рыбалкин. «Латгальская земля всегда полнилась талантами, творческими энтузиастами. Вдвойне приятно осознавать, что на страже русского слова в Даугавпилсе стоят такие талантливые люди, как вы», – указал молодой дипломат. А мы отметим, что многие городские стихотворцы являются членами Русской писательской организации Латвии, кто-то входит в литературно-творческую мастерскую «Русло», есть и те, кто состоит в Союзе писателей России или Союзе писателей Беларуси. У многих вышел не один авторский сборник.
ЧЕМ СТИХИ ПОЛНЯТСЯ
У Валентины Прудниковой большая часть жизни прошла на даугавпилсском ЗХВ. Вероятно, поэтому она выбрала для прочтения ностальгические стихи, посвященные профилакторию завода, в котором после его закрытия обосновался «чужак», но сегодня бывший профилакторий стоит совершенно пустой: «И только ель, как часовой, здесь стены охраняет…» Второй поэтический посыл Валентина обратила к микрорайону Крепость, где быстротечно промелькнула ее юность. Екатерине Андреевой любовь к поэзии привил отец, о котором она напишет, будучи совсем взрослой: «Прокосная клонилась полоса за следом папы, за его косою…» Отец научил многому. Степанида Милошевич, причисляющая себя к детским поэтессам, прочла стихи, обращенные к взрослым от имени дошколят: «Милые дяди, добрые тети! Как же вы в этом мире живете?» Стихи содержали актуальную критику того, что нынче происходит вокруг. «Или вам проще не замечать, чтоб ни за что не отвечать?!» – спрашивают совсем не наивные дети. Что ж, будем ждать, какими рифмами обернется ответ взрослых. Автор трех поэтических сборников Тамара Трутько тоже в основном пишет стихи для детей, но в этот раз решила донести до слушателя свою гражданскую позицию, прочтя стихотворение, посвященное памяти павших в Великой Отечественной войне. Второе стихотворение «Ночь в деревне» дышало любовью к родной природе.
«Я родился на Даугаве в староверской скорлупе, русский дух в нас жил и правил от России вдалеке…» – проявлял штрихи собственной биографии Евтихий Коноплев, после чего расстилал перед кем-то поэтический «ковер любви из ярких звезд».
Татьяна Рускуле, автор четырех поэтических сборников, адресовала свое посвящение М. Цветаевой и одиночеству. В стихотворении Маргариты Лабонарской «Не оставляйте женщину одну» печальная тема одиночества тоже прослеживалась. Виталий Батюк сделал дирижером саму Любовь – стихотворение «О любви», после чего воспел Святую Русь. «Я нахожу в дожде уединенье…» – признавался Евгений Голубев, член СП России и Международной ассоциации писателей и публицистов, историк-краевед, поэт, автор четырех поэтических книг и трех книг для детей. А Анастасия Сазанкова, пишущая на русском и белорусском языках, накануне 23 февраля посвящала свои стихи защитникам Отечества. Лилиана Чуксте сожалела, что в суете бытия мы забываем о высоком – писала о цветке, а думала о человеке.
«Я никого не выбираю – вы выбираете меня!» – заявляла Смерть в назидание своему собеседнику в стихотворении поэта-барда Анатолия Бойко, чье второе произведение адресовалось родному городу, главное богатство которого – его «люди всех кровей». «Нам сберечь бы это братство – всех, кто прав и кто левей…» – звучало очень актуально. Зенон Воеводский, обращаясь к любимой, сокрушался: «Неужто ты меня покинешь?» А в другом стихотворении, «Танцплощадка», вспоминал свою даугавпилсскую молодость. Стихи об этом времени сохранила школьная тетрадка, а танцплощадки в парке уже нет… Поэт-песенник Людмила Вилюма – автор 12 сборников, номинант литературной премии «Поэт года – 2013», расписывалась в любви к поэту С. Есенину: «Его стихи зажгли во мне рассвет…» – и неизвестному композитору, «магу во фраке дирижерском». Во встрече также принял участие член Союза писателей Беларуси Станислав Володько. Им на суд слушателей было представлено два стихотворения: «Клен», в котором воскресало детство автора, и стихотворение в преддверии дня 8 Марта – благодарность женскому «да» и «нет».
Во встрече участвовали и другие поэты, не менее талантливые, но всех в рамках одной статьи не назовешь. Что и говорить – Даугавпилс поэтического слова не жалеет! Недаром Александр Якимов удивлялся: «По посещению сегодняшнее мероприятие в Даугавпилсе можно сравнить разве что с рижским, да нет, у вас, пожалуй, собралось больше!» И это притом что пришли не все. Так, например, не было Алексея Соловьева и Фаины Осиной, вероятно, на то у обоих имелись свои причины. Об их отсутствии искренне сожалели.
В этот день в ДК звучали не только стихи, но и песни в исполнении самодеятельных творческих коллективов. Ансамбль «Поет душа» исполнил песню на слова Л. Вилюмы «Старенький сад». А мужской ансамбль «Вдохновение» восхищался душистым сеном. Энергичная песня под названием «Эх, сено душистое!» сложилась из стихов поэта С. Володько и музыки композитора А. Рудзя.
РОМАНТИКОВ ОБЫЧНЫЙ АРСЕНАЛ
Как видим, наши поэты в своих произведениях обращаются к самым разным темам, тонко подмечая то, что обычному человеку просто не дано. Кстати, тиражи новых поэтических книг в 1000 экземпляров для Риги вполне привычны. Примерно такими же тиражами поэзия выходит в Москве, но не надо забывать о разнице в количестве населения! Поэзия в Латвии все-таки востребованна, хотя ее нынешняя популярность не сравнится с 1960–1970-ми годами. Складывалось впечатление, что в Даугавпилсе, по крайней мере из тех, кто присутствовал 22 февраля на встрече, большинство вывели свои первые поэтические строки как раз в 60-х. Сегодня представление о том, что хорошо и что плохо, кто есть кто в местной литературе, более-менее согласованное. Причисляющих себя к поэтам хватает. Но одно дело написать и издать, и совсем другое – донести поэтический градус до как можно большего числа слушателей. Сегодня входят в моду необычные форматы, позволяющие раскачать атмосферу провинции. К примеру, молодые поэты читают свои стихи прямо в городских трамваях, отстраняясь от готовых и привычных форм общения в залах. Лозунг: «Поэзия всегда и везде!» Представить такое в Даугавпилсе, где по новым рельсам продолжает курсировать Железный Феликс, как прозвали жители наши видавшие виды трамвайчики, трудно, хотя было бы интересно посмотреть, что из этого могло получиться, какая, так сказать, реакция.
К чему скрывать – есть достаточно большое количество людей, для которых поэзия видится бесполезным занятием, но ориентироваться на них не хочется. Хочется вспомнить Маяковского, считавшего, что поэт – это звезда, свет которой служит нравственным ориентиром людям. Поэтическое слово необходимо для человеческой души. Поэт всегда видит больше, чем другие. Во все времена именно поэту отводилась особая роль провидца, совести народной, хранителя его языка и культуры. Сохранилась ли сегодня задача пророческого служения, что всегда отличало русскую поэзию?
Когда-то Д. Мережковский так написал о городских поэтах:
Нет, право, в современных городах,
В театрах, фабриках, в толпе столичной,
В шестиэтажных пасмурных домах
И даже в серых, дымных небесах,
Есть многое, что так же поэтично,
Как волны, степь и груды диких скал, –
Романтиков обычный арсенал.
Без таких романтиков жизнь лишилась бы многого, и то, что они живут среди нас и творят свои вирши под небом любимого города, просто замечательно! Даугавпилсские поэты слышат «весенних заморозков хруст», видят «багровое полнокровье солнца перед закатом», любуются тем, как «звуки прядет арфистка…» И разве все это не прекрасно?