Наша городская Прибалтика. Часть 371
Значит так: на автостанции небольшого американского города останавливается автобус и из него выходит парень – какие-то у него дела в этом незнакомом городке. Заходит он перекусить с дороги в ближайшее кафе и там сразу нарывается на двух шалопаев: сынок мэра со своим приятелем играют в бильярд, ну и чем-то им не понравилось лицо чужака. Человеку не нужен конфликт, он пытается уйти от наезда, но два негодяя уже завелись и жаждут расправы. Завязывается потасовка. А тут как раз местный шериф появляется со своим помощником, главного героя тащат в участок, и там ему всем полицейским коллективом доходчиво объясняют по почкам, что таким уродам не место в НАШЕМ городе. После чего выбрасывают на улицу с категорическим условием: свалить отсюда первым же автобусом.
И вот сидит он на той же автостанции и с каким-то даже удивлением подводит итоги. То есть, ну что за город такой особенный: что ни встречный человек , то непременно мерзавец. И тут подбегает к нему уличный песик и садится напротив. Смотрит человек в добрые и умные собачьи глаза и спрашивает с изумлением:
- ТЫ ЧТО: НЕ МЕСТНЫЙ?!
...Какое-то время назад сидели мы с рижским приятелем на моей кухне и сообща искали ответ на вопрос: что такое средний даугавпилчанин. Мой собеседник, молодой русско-американский латыш, проживший большую часть жизни в Англии, а ныне модный журнальный фотограф, рассказал, что рижских читателей очень интересует эта тема.
Ну, то, что после Крыма и Луганска у рижан к нашему городу интерес пробудился – это не удивительно. Причем не только у рижан; как раз незадолго до нашего разговора западные информационные агентства приставали к нашим людям с вопросами об отношении к сепаратизму.
Результат подобного интервью можно представить заранее – вплоть до изумленного выражения честных глаз: да вы что, господа, какие у нас тут партизаны!
В общем, подобные поиски сепаратистов напоминают историю о том, как два американца ездили по российской глубинке и тщетно искали там рецепт деревенского самогона. Как говорил Остап Бендер, вы бы еще на трех машинах приехали!
И объясняю я своему собеседнику, что западные информационные люди могли вообще на билеты не тратиться и не нервировать местных политиков, а сидя у себя дома, зайти на любой наш новостной портал, найти там любую статью, где упоминается ситуация на Украине и – просто прочитать русскоязычные комментарии нашего народа к этим публикациям.
Все - больше ничего не нужно!
По лицу вижу: не совсем понимает меня мой молодой европейский собеседник. Опыта советской жизни не хватает, да и в Латвии-то – не более двух лет. Что делать – показываю на примере: открываю новостной портал, нахожу подходящую внешнеполитическую тему и начинаю читать вслух комментарии «наших».
...Ну, тут вы уже поняли, что это был садистский прием - местный vox populi – он, как бы сказать...Ну, как призналась моя местная знакомая: без респиратора к твоим комментаторам заходить нельзя. Так ведь МОИ комментаторы еще интеллигентные люди.
По сравнению с теми горожанами, которые реагируют на украинскую тему.
Давай, говорю, вчитываться в содержание не будем, стилистику смаковать тоже не будем, а давай-ка просто статистику прикинем. Вот начинаю считать: кровожадное антиукраинское говно – раз, кровожадное говно – два, кровожадное говно три... кровожадное говно – тринадцать... Опаньки: а это что за смельчак появился! То есть: в беспросветном потоке местной кровожадной ненависти к «хохлам», «украм» и «бандеровцам» вдруг возникает спокойный голос .. даже не с противоположной позицией, с предложением объективно взвесить.
И – понеслось! Интернет-свора разрывала человека на части, а кто-то даже пригрозил: ты думаешь, мразь, что российские спецслужбы не вычислят твой ай-пи адрес?!
Напомню, что разговор этот происходил в самый пик послекрымской «юговосточной» тревожности, когда сам не знаешь, в каком мире завтра утром проснешься. И вот, пока местные русскоязычные СМИ гомерически хохотали «ну какой может быть сепаратизм ха-ха-ха!» (точно так же, как в начале марта хохотали «ну какой может быть Крым ха-ха-ха!»), пока наши (в смысле «наши») политики глубокомысленно намекали типа мы знааааем, кому выгодно раздувать сепаратистскую тему, - именно в это самое время местные ушлепки потирали ручонки: ну погодите, либерасты, вот «НАШИ» придут...
- Ты спрашивал, - говорю, - среднестатистический портрет даугавпилчанина? Так вот это он и есть – коллективный портрет.
Действительно: а где его еще искать, как не на ленте комментариев? Не на парадных же шествиях и массовых праздниках! Вот здесь-то он и есть: из самой души и – наедине с собой.
Вижу – не понравился портрет:
- Но это плохая плохая статистика. Те, которые здесь комментируют – их же меньшинство. Другие просто не пишут!
...Опаньки два раза! Вот теперь-то мы и подошли к главной проблеме! Совершенно верно: мерзавцы, которые здесь комментируют, это – меньшинство. Но это – пассионарное меньшинство. И в критической «юговосточной» ситуации именно подобные твари с автоматами будут определять нашу общую судьбу. Сколько нужно уродов, не боящихся крови, чтобы пригнуть стотысячный город, а? Да еще исходя из... местных особенностей. Телевизор – смотрим? - да нам тут и ста бандюков за глаза хватит, а парочка профессионалов и на месте найдется!
Ну и где ТОГДА окажутся те самые порядочные люди, которые даже сейчас так боятся запачкаться, которым без респиратора «фиии», и вообще...я лучше в личку напишу, устно выскажу – только строго между нами... То есть: с порядочной стороны у нас все стеснительные, а посмотри, говорю, на противоположную сторону, посмотри как расчетливо презентует себя, к примеру, ЭТА мразь: «житель города», «от всего нашего города», «скажу от имени всех горожан» и т.п.
Ну, «от имени народа» - это мы проходили, и тут по прихвату шибает тухлой советской биографией, но! Если эта гадость смеет называть себя «весь город» - значит так и есть! Значит это и есть портрет среднестатистического горожанина. Эти твари, как и сорок лет назад, говорят только от имени «МЫ».
...А тот, который от имени «Я», который порядочный, который в сторонке, да в личку, да строго между нами, тот сам и добровольно исключил свое лицо из этого коллективного портрета.
Вот так и получилось, что облик типичного даугавпилчанина так сильно перекошен на одну сторону.
***
...Кстати. Должен предупредить задним числом, что все вышеизложенное (и даже история с песиком) не имеет никакого отношения к реальному миру умных, добрых и славных людей нашего города. Речь шла исключительно об узкой области нашей с вами сегодняшней жизни – о местной виртуальной реальности. Ну, вы меня поняли...
А напоследок выполняю старое обещание и выкладываю оцифрованные со старой любительской кинопленки живые картинки нашего города. Никакого «художества» - исключительно бракованные обрезки хроники. Наверняка кто-то уже видел.
Перечень кадров:
- Старый открытый рынок на месте нынешнего Дитона.
- Разрушение ряда домов напротив гостиницы.
- Свежепостроенный монумент в Дубровинке.
- Скульптор Елена Волкова.
- Простая столовая в микрорайоне Химиков.
- Изготовление скульптур для ансамбля возле бывшей детской больницы.
- Установка скульптуры «Икар» в парке скульптур возле «Весмы».
- Улица Ленина.
- Массовый праздник на площади.
- Открытие выставки фотохудожника А.Самуйлова.
- Латгальские художники на пленэре.
- Акция латгальских художников в центре города.
- Детская художественная мастерская на Химии.
Приятного просмотра: