Обратите внимание: материал опубликован более чем семь лет назад

Главное – доехали до финиша!

Главное – доехали до финиша!
Команда ARC Bratislava, за которую выступали босс «конюшни» Мирослав Конопка, голландец Рика Брэукерс и даугавпилчанин Константин Цалко, хоть не без проблем, но завершила 24-часовую гонку «Ле-Мана». 

Старейшую и самую престижную автогонку на выносливость братиславская команда в классе LMP2 завершила на 20 месте среди 25 прототипов.

 

За сутки «братиславцы» накрутили 314 кругов, уступив победителю 52 круга. Победителем в классе LMP2 стала команда знаменитого актера и каскадера Джеки Чана Jackie Chan DC Racing в составе Хопинь Туна (Голландия/Китай), Оливера Джарвиса (Великобритания) и Томаса Лорана (Франция). Причем болид Джеки Чана долгое время лидировал в гонке, но в итоге занял второе место в общем зачете. А абсолютным чемпионом и победителем в самом мощном классе LMP1 стала команда Porsche 919 Hybrid, которым управляли Эрл Бамбер (Новая Зеландия), Тимо Бернхард (Германия) и Брендо Хартли (Новая Зеландия).

 

Мечты сбываются

 

Еще несколько лет назад, выиграв чемпионат Европы в классе болидов Radical SR3, Константин Цалко поделился с корреспондентом газеты «СейЧас» своим сокровенным желанием – принять участие в самой престижной гонке на выносливость «24 часа Ле-Мана». Правда, как осуществить свою мечту, он и сам тогда не представлял. И вот в прошлом сезоне Цалко в свою команду на гонку азиатской серии «Ле-Мана» пригласил глава ARC Bratislava Миро Конопка. Первоначально на одну гонку. Однако провел в составе братиславской «конюшни» даугавпилсский гонщик все четыре гонки. И, без сомнения, молодой партнер пришелся по душе 50-летнему гонщику и главе команды Конопке, который, получив приглашение на участие в суточном марафоне, пожелал увидеть в своей «конюшне» Константина. Об этом Цалко с большим восторгом рассказал газете «СейЧас» и порталу grani.lv в феврале этого года. Оставалось только надеяться, что ничего не произойдет, и мечта Константина сбудется. И она сбылась.

 

Техника не человек, подвести может

 

В самом начале июня братиславская команда провела в Ле-Мане первый тест-драйв. Константин Цалко остался не очень доволен тренировочной гонкой. Но в целом был просто в восторге.

 

– Беспокоят две вещи: прототипы Liger примерно на 4 секунды на круге медленнее своих конкурентов, а во-вторых, пока болид не совсем готов к гонке. Пока он рычит и едет, но вторую часть тренировочной сессии провели в боксах, так как появились технические проблемы. Но день был уникальным. Наконец удалось проехать по знаменитой трассе со скоростью свыше 300 км/ч. Не думал, что будет так трудно. Трасса очень длинная, а средняя скорость чрезвычайно высокая. Большинство гонщиков едут со скоростью 310-320 км/ч. В серии поворотов, названных в честь завода Porsche, ехать приходится со скоростью 260 км/ч, поэтому важно верить в себя и в прототип. Проехал 15 кругов. Это дает мне право выступать официально в гонке. Теперь понимаю, почему все стремятся участвовать в этой гонке: атмосфера потрясающая – утром ты ходишь и разговариваешь со многими знаменитостями, а потом борешься с ними на трассе! – поделился впечатлением от тест-драйва Константин Цалко. 

 

К большому сожалению ARC Bratislava и болельщиков команды, не все гладко было и в самой гонке. Болид то и дело преследовали технические неполадки, и в первые часы пришлось провести много времени в боксах. После этого стало ясно, что бороться за высокие места не придется. Но, как рассказал Константин Цалко, в команде по-прежнему царил боевой дух, и никто даже не подумал сдаваться. Главное было – доехать до конца гонки. 

 

Первые свои круги Константин Цалко провел ближе к вечеру и допустил ошибку на скорости 270 км/ч, выскользнув из трассы. Но обошлось без поломок, и он продолжил соревнования. По собственному признанию, самыми трудными были заключительные круги, когда уже встало солнце, а у гонщика закончилась вода. 

 

– Учитывая, что в начале гонки пришлось провести много времени в боксах, выходит, что болид так и не удалось довести до ума до самой гонки?

 

– В том, что провели много времени в боксах, причин много. Прямо на старте забарахлил генератор. Починили, выехали на трассу, но снова подвел генератор. В итоге потеряли 15 кругов. Через пару часов – новая поломка. Всего из-за этих технических неполадок мы потеряли 40 кругов. Если бы не это, мы в общем зачете были бы в ТОП-10!

 

Это были неописуемые эмоции!

 

– Какие испытал эмоции после самой гонки?

 

– Это неописуемые эмоции: ты попал в команду, прошел отбор, вместе с партнерами испытал падения и взлеты, и главное – добрался до финиша! Через 24 часа. Физически сильно устал, но был бесконечно рад, что увидел перед собой черно-белый в квадратики флажок. Если бы еще показали более приличный результат, это было бы дополнительным бонусом для нас. Хочу поблагодарить ARC Bratislava за предоставленную возможность участвовать в великой гонке, родителей, друзей и всех, кто меня поддерживал и болел за нашу команду. Это первый шаг к новым вершинам.

 

– А как спалось в ночь перед гонкой, тревоги не испытывал? Все-таки впервые тебе пришлось участвовать в легендарных соревнованиях, команду нельзя было подводить.

 

– Перед соревнованиями чувствовал себя очень спокойно. Ложился спать, словно в обычный будний вечер – никаких эмоций. Однако проснулся за три часа до звонка будильника, и вот тогда пришло осознание, что это непростой, это тот самый главный для меня день. Тогда начался мандраж. Но перед стартом он прошел. 

 

– Во время самой гонки хорошо отдохнуть, поспать-то удалось? Все-таки гонка растягивается на целые сутки.

 

– После старта до полуночи бодрствовали все без исключения. А уже после полуночи стало клонить ко сну. Но в это время у меня только-только началась гонка! Так что с 12 ночи и до 11 утра я гонял по кругу в течение 7 часов со средней скоростью 240 км/ч. У меня было окно только три часа, и поспал я только час. Да и спать было непросто – вокруг рев моторов, от чего попросту гудела голова, от усталости ныли мышцы, и все время теребили инженеры. Однако это был незабываемый и неповторимый опыт. 

 

– Как вас кормили?

 

– У моего напарника, например, был личный диетолог, который готовил ему еду строго по определенным рецептам. Я же за питание отвечал сам, как умел. Вроде получилось неплохо. Получилось шестиразовое питание в сутки. Ел не очень много, но еда была очень питательной, восстанавлювающей физические силы. 

 

– Собственным выступлением доволен?

 

– Безумно! Я получил такой опыт, какой трудно повторить. И, по-моему, результат я показал хороший. Вся команда от босса до технического персонала меня назвала безумным везунчиком. И в их глазах была видна радость и удовлетворение моим выступлением. Судите сами: я проехал больше, чем мои напарники – около 10 часов из 24. Получилось так, что за 3 часа до завершения гонки уже ни у кого почти не оставалось сил, все хотели спать. И тогда инженер нашей команды попросил меня проехать дополнительные пару часов, чтобы ребята могли отдохнуть. А я проехал с временем ТОП 10 ведущих гонщиков! И это при изношенной резине. От такого результата все были в шоке. Но мне это многого стоило. Я, образно говоря, таял на глазах. Вообще в этих изнурительных соревнованиях гонщики каждые два часа теряют около 3 кг веса. Можете все сами представить.

 

– Ну, а что скажешь о партнерах?

 

– Они отработали на славу. Очень рад, что босс команды по ходу гонки сумел заметно ускориться. Он был великолепен. Да и второй партнер тоже не подкачал.

 

– В следующем году будет возможность выступить в Ле-Мане? Есть какие-то планы на ближайшее будущее.

 

– Что будет в следующем году, сказать трудно. Поживем – увидим. А пока никаких планов, никаких гонок. Только отдых. По крайней мере на ближайшие пару недель. Так что о гонках даже не говорите!

 

Константин Цалко стал первым латвийским автогонщиком, которому довелось принять участие в легендарной гонке «24 часа Ле-Мана». И вот как его выступление оценил босс команды Мирослав Конопка: «Его талант и умение просто блестящие. Но первоначально причиной его приглашения в команду было то, что Латвия, как и Словакия, – страны очень маленькие, и добраться из них до Ле-Мана чрезвычайно трудно. Вот и решил дать молодому парню из Латвии шанс. Он его сполна использовал!»