Обратите внимание: материал опубликован более чем семь лет назад

Таджикский гость1

Таджикский гость
Таджикистан из Латвии не видать, на какую местную гору ни заберись – уж больно далекая от нас страна. А вот гость таджикский в период Дней города в Даугавпилсе был вполне досягаем. Что за гость?  Холмухаммад Холов, интервью с которым состоялось в день его прибытия – 8 июня. 

Друг ректора Даугавпилсского университета Арвида Баршевскиса Холмухаммад Холов – доктор филологии Российско-Таджикского (Славянского) университета (Душанбе), преподает таджикский язык и русскую литературу, а также является председателем Объединенного профсоюзного комитета. (Российско-Таджикский (Славянский) университет — межгосударственное образовательное учреждение – находится в совместном ведении Республики Таджикистан и Российской Федерации. Ректор РТСУ университета Нурали Салихов. – Прим. авт.)   

 

Все началось с того, что А. Баршевскис познакомился на юбилее Тюменского университета с проректором Славянского университета, который пригласил его посетить Душанбе, где и завязалась нержавеющая дружба с Холмухаммадом Холовым. 

 

Отсчет этого таджикско-латышского дружества идет с 2010 года. И тут не просто общение по скайпу/телефону – Баршевскис наведывается в Таджикистан ежегодно! 

 

В июне 2017-го его друг, наконец, решился прибыть в Латвию. А перед этим вышла уникальная книга А. Баршевскиса «Таджкистан глазами латыша». В книге Баршевскис называет Холмухаммада кратко Хол Холов, характеризуя его как «энергичного лидера университетского профсоюза, а также самого известного в Таджикистане исследователя творчества русского поэта А. С. Пушкина (Х. Холов – автор книги «История и особенности перевода лирических стихотворений А. С. Пушкина на таджикский язык). «Университет без Хола, что футбол без гола…» – приводит Баршевскис в нашем совместном разговоре студенческую поговорку, которая в Славянском универе известна всем. 

 

У Холова двойное гражданство – российское и таджикское. В Даугавпилс он добирался так: сначала 4,5 часа самолетом Душанбе – Москва, где пришлось три дня дожидаться визы, потом поездом Москва – Рига…  

 

«Мне очень хотелось увидеть Латвию, посмотреть, как у вас живут люди, получить большее представление о Даугавпилсском университете. Ведь когда-то была единая советская семья… Но время изменилось. Мы хотим дружить со всеми, а вот как поведут себя следующие поколения, еще вопрос... В вашем ДУ учатся студенты из Таджикистана. У молодых своя дорога, кто-то вернется на родину, кто-то нет. Это как везде. В Таджикистане тоже есть где получить высшее образование, у нас 39 вузов при 8 миллионах населения. С 1990-х годов количество населения выросло на 3 миллиона, потому что большая рождаемость и в стране порядок благодаря Лидеру Нации президенту Таджикистана Эмомали Рахмону. У самого Э. Рахмона десять детей. Наш президент не допускает междоусобиц, ушло в прошлое время, когда в 1990-х область шла на область, район на район. Президент поставил во главу угла достижение мира и добился этого. Э. Рахмон занимает президентский пост с 1992 года, т. е. 25 лет…Благодаря мудрой политике президента, Таджикистан сказал нет созданию на его территории группировки ИГИЛ… А ведь кто-то их финансировал...» – рассказывает Х. Холов. 

 

В отношении границы с Афганистаном мой собеседник сказал следующее:

 

«У нас с афганцами и иранцами один язык – фарси. А вот при письме таджики используют кириллицу. На латиницу пока переходить не собираемся, хотя до 1940-го у нас была латиница, моя мама писала на латинице. Наркотиков в Таджикистане нет, с этим успешно борется государство, а как именно, я не вникаю. Афганистан от Таджикистана отделяет река Пяндж, линия государственной границы в основном проходит вдоль этой реки, притока Амударьи. Вблизи границы Таджикистана с Афганистаном расположена военная база РФ. Таким образом обеспечивается безопасность границы с таджикской стороны и сотрудничество России с вооруженными силами Таджикистана – совместные учения и др. В прошлом Россия много делала для Афганистана – строила дороги, предприятия, школы. Я говорил об этом конференции в Брюсселе. Чтобы заслужить уважения афганцев, им надо действенно помогать, а не воздействовать силой. Вот англичане сколько лет воевали в Афганистане – и что?» – замечает Холов. 

 

80% населения Таджикистана – таджики, есть также узбеки, киргизы, туркмены, русские. Таджикский язык имеет статус государственного, языком межнационального общения закреплен русский, и никаких обид.  

 

«В Славянском университете 99% предметов преподается на русском, – продолжает Х. Холов. – Таджикский язык только на первом курсе. В общеобразовательных школах русский и английский язык изучается с 2-го класса. В этом году Россия обязалась построить в Таджикистане 30 школ. Это важно, так как у нас 2,5 млн таджиков трудятся в этой дружественной стране. В нашем университете учатся и афганцы, кстати, они очень восприимчивы в плане изучения языков, русский, английский быстро схватывают. Всего в РТСУ обучаются на разных программах 6,5 тыс. студентов. Стипендии и зарплату преподавателям выплачивает Россия. Есть возможность учиться и на бюджете, и в платном порядке. Если человек успешно учится, у него не будет проблем с трудоустройством. Ну а ленивым – дорога в поле. 

 

В Таджикистане проявляется большая забота о детях из малообеспеченных семей, сиротах. В Душанбе есть Республиканская школа-интернат, где проживает около 500 детей со всей Республики, это крупнейшее учреждение такой направленности в стране. 

 

Э. Рахмон призывает богатых людей помогать интернату средствами, сам приезжает сюда, чтобы поздравить детей с праздниками, подарить подарки. У меня четверо детей, двое получили высшее образование, а двое еще учатся», – отмечает Х. Холов.  

 

Говоря о Таджикистане, невозможно обойти тему хлопка. Не секрет, что Республика еще не полностью исключила ручной труд в сборе «белого золота». Однако переход на машинный сбор планируется уже в ближайшее время – для этого надо будет поставить на внутренний рынок достаточное количество единиц хлопкоуборочной техники. Холов соглашается: механизация уборки хлопка-сырца – приоритетная задача, в то же время, по его словам, за уборку хлопка вручную хорошо платят. И все-таки этот труд остается очень тяжелым. Отметим: хлопок – вторая после алюминия экспортная продукция Таджикистана. 

 

Хол Холов родился в горном кишлаке (Ленинабадская область). Его деда в 1920 году убили басмачи «за то, что сдружился с Красной армией». В это время бабушка Хола была беременной. Появившемуся на свет мальчику – будущему отцу Хола уже не довелось увидеть родителя. «Мой отец в молодости много трудился, потом началась Великая Отечественная, и он ушел на фронт, Победу встретил в Берлине. После войны ездил на заработки в Самарканд. Мы никогда не бедствовали, держали коров, коз, баранов. У отца была длинная жизнь, он много повидал. Умер в возрасте 95 лет. 

 

В Таджикистане часть улиц переименовали, но памятников не сносят. Зачем с историей воевать? История она разная, есть плохая, есть хорошая. Но разве, если памятники снесешь, она изменится? 

 

Люблю вспоминать студенческое время, я окончил Душанбинский университет. Летом ездили на студенческие стройки. БАМ, астраханские арбузы… Впечатлений море, да еще при бесплатном перелете. На этих стройках можно было прилично заработать. По две тысячи рублей привозили! Я хорошо учился, поэтому оставили работать в университете. В 1996 году мне предложили заняться организацией нового вуза – Российско-Таджикского (Славянского) университета в Душанбе… 

 

Друзей надо выбирать по стуку сердца. И никогда не бросать камни в чужой огород.

 

Я "подарил" Арвиду горный пик за моим родным кишлаком. Теперь есть пик Арвида… Мой латышский друг влюбился в Таджикистан, его природу, людей», – делал акцент Хол Холов. А вот как о Таджикистане отзывается на страницах своей книги сам Баршевскис: «Независимо от того, была ли это встреча с простым чабаном или ректором, прирожденным торговцем или прохожим, с местным муллой или президентом страны, через них я увидел Таджикистан. Они разрешили мне, латышу, полюбить эту далекую и древнюю землю, ее многообразную природу, богатую культуру и гостеприимных, трудолюбивых людей. Живя в Даугавпилсе, здесь, возле нашей реки Даугавы, я знаю, что там, за пустынями и горными хребтами, есть земля, где растет самый вкусный в мире виноград, а пики горных вершин устремляются в космос…»

 

Как уже упоминалось выше, в Таджикистане прошла волна переименования советских названий улиц, городов и даже горных вершин (Памирско-Алтайская горная система). Так, Ленинабадская область, в которой родился Х. Холов, теперь называется Согдийской. Центральная улица в Душанбе, именовавшаяся улицей Ленина, получила название в честь основоположника персидско-таджикской поэзии А. А. Рудаки. Это имя не зря прозвучало в конце нашей беседы, ведь как только оно было произнесено Холмухаммадом, вдогонку полились строки на таджикском, а потом и в переводе: «Нет в этом мире радости сильнее, чем лицезренье близких и друзей…» Арвид Баршевскис в этот момент согласно кивал…