Согласно экспертным данным Латвийской конфедерации работодателей (ЛКР), за последние пятнадцать лет денежное выражение банковских перечислений «на родину» выросло для латвийцев более чем в десять раз. На графике, опубликованном на днях ЛКР, отчетливо проявляются несколько важных скачков транзакций, которые знаменуются двумя важными событиями: вступлением в Европейский Союз и мировым экономическим кризисом 2008-2009 года, за которым последовала мощная волна миграции из стран Восточной Европы. Именно на эти отрезки приходится заметный рост перечислений своим семьям и близким людям со стороны уехавших латвийцев.
2014 год оказался для Латвии рекордным – латвийские мигранты перечислили не только самое большое количество денежных средств с момента открытия границ (717,5 млн евро), но также оказались на первом месте среди европейцев по удельному объему переводов к ВВП (почти 6%). В этом отношении латвийские мигранты серьезно опередили даже литовцев, хорватов и венгров. Средний же уровень иностранных перечислений к ВВП составил в 2014 году менее 1% для всех стран ЕС вместе взятых.
Мигрировавшие в страны ЕС латвийцы чаще всего посылают деньги из Норвегии, Швеции, Дании, Ирландии и Великобритании, хотя в общие исчисления Латвийской конфедерации работодателей входят также и те, кто уехал жить за пределы еврозоны. В зависимости от страны и года подданные Латвии могли перечислять от 10% до 40% своих доходов, причем, если верить статистике Latvijas Banka, подобное до сих пор практикует как минимум каждый третий латвиец. Также многие мигранты считают обязательным отправление разного рода подарков на дни рождения и Новый год (как вещи, так и деньги).
Основываясь на данных Министерства иностранных дел, которое заявляет о 370 тыс. мигрировавших латвийцах, можно предположить примерный средний уровень денежных перечислений в Латвию в расчете на одного человека-отправителя – это около 1900 евро в год или более 150 евро ежемесячно (в 2015 году).
Прогнозы
В 2015 году объем «семейных транзакций» впервые за 15 лет оказался ниже предыдущего года – 691 млн евро (почти на 4% меньше 2014 года). По мнению местных социологов, в будущем эта тенденция может стать ещё более выраженной, поскольку для неё выполняются два социальных сценария: основная волна миграции уже сошла на нет, и в ближайшие годы в Латвию могут начать возвращаться те, кто уже достиг пенсионного возраста и хочет получать британскую пенсию на латвийской земле. Подобная перспектива пенсионной жизни кажется привлекательной большому числу мигрировавших латвийцев, хотя ожидать массовой реэмиграции, увы, пока что не приходиться.