Как обуздать насилие в школах?


О случаях агрессивного поведения школьников в отношении друг друга и даже педагогов становится известно все чаще. Насколько эффективны новые нормативы, позволяющие директорам изолировать таких учащихся? Решатся ли директора их применять? И какие еще права им нужны, чтобы дети в школе чувствовали себя защищенно?

Проблема взаимного насилия детей в образовательных учреждениях продолжает расти, констатируется в докладе, поданном в Сейм омбудсменом Юрисом Янсонсом. 19 марта он встречается с парламентской комиссией по правам человека, где будет обсуждать эту тему.

 

Данные за 2023 год показывают, что ситуация ухудшается. Детям не хватает навыков в решении конфликтов ненасильственным способом, а педагоги не успевают вовремя заметить проблему в поведении детей и правильно отреагировать.

 

«Не успевают заметить» - это, конечно, высказано омбудсменом в интересах толерантности. На самом деле педагоги много чего замечают, но что они могут сделать? Учитель сегодня практически бессилен перед развязным и провокативным поведением ребенка. Недавняя история в Даугавпилсской школе Iespēju — наглядный тому пример. Выходка пятиклассницы (отказалась собрать разбросанную бумагу, закатила истерику, стала снимать учителя на телефон) стала причиной увольнения двух учителей, хотя на их сторону встали родители других учеников, педколлектив и городская общественность.

 

А ведь это — лайт-вариант по сравнению с тем, что систематически творят школьники. Более сорока процентов из них подвергаются эмоциональному и физическому насилию сверстников. Драки, издевательства, унижения — и все это с выплеском в Сеть, на публичное обозрение. Еще в 2018 году Латвия попала по уровню буллинга на первое (худшее) место среди всех стран ЕС. И по сей день там остается.

 

Но что могут педагоги, которым дозволен только один способ воздействия на агрессивных подростков — увещевание? В ответ те смеются над беспомощными взрослыми, а то и посылают их матом. Сколько раз уже вставал вопрос ребром, что делать с учениками, которые буквально терроризируют всю школу! Однако закон запрещает выставлять их из учебных заведений, право на учебу — это святое.

 

Только сейчас дело начало сдвигаться — директорам школ дали кое-какие механизмы. Они прописаны в так называемых «поправках о насилии», подготовленных Министерством образования, и посвящены агрессивным ученикам.

 

Если несовершеннолетний учащийся представляет опасность для окружающих, директор школы будет вправе изолировать его от класса. Как пояснила глава отдела прав детей Бюро омбудсмене Лайла Гравере в интервью LR4, в распоряжении директора три варианта. Первый — это назначить хулигану обучение в другое время, например, после уроков, когда у других занятия уже кончились. Второй вариант — проводить его обучение в отдельном помещении. Третий — отправить его домой на удаленное обучение, тогда уроки ему будут проводить дистанционно.

 

Как видим, все три варианта — это большие хлопоты для школы, где и так не хватает учителей, а у тех, что есть — повышенная нагрузка. Но что еще остается делать, если агрессивный ученик не дает одноклассникам жизни?

Родителям такого ученика, в свою очередь, дано право обжаловать решение директора. Также, если со временем что-то изменится в обстоятельствах, они смогут написать заявление с просьбой вернуть ему очное обучение.

 

Вот об этих поправках и собирается говорить омбудсмен с парламентариями 19 марта. Хотя в силу они уже вступили.

 

Также он намерен поддержать предложение президента Эдгара Ринкевича — наделить директоров учебных заведений правом в целях безопасности обыскивать личные вещи учеников. Единственное, что вызывает опасение омбудсмена, как сделать, чтобы директора не злоупотребляли этим правом и использовали его исключительно ради безопасности, а не для того, чтобы, например, отнять у ученика сигареты.

 

Поэтому, по мнению омбудсмена, лучше, чтобы право на обыск директор имел лишь тогда, когда ситуация требует срочных действий, а если дело несрочное — пускай вызывает полицию.