Обратите внимание: материал опубликован более чем девять лет назад

В Латгалии установили памятник литовскому королю3

В Латгалии установили памятник литовскому королю
20 сентября в Аглоне намечалось открытие памятника Литовскому королю Миндаугусу. 19-го же памятник сей еще представал облаченным в белую «мантию», которую сбросили на следующий день при стечении аглонского народа и высокопоставленных чиновников двух государств – Латвии и Литвы, представителей католического духовенства и прочих приглашенных лиц.

Открытию предшествовало первое общее заседание правительств Литвы и Латвии, возглавляемое премьерами обеих стран (18.09.), заседали в литовском Рокишкисе. Там же 19 сентября отмечался День единства балтов – к общему празднику была приурочена выставка, посвященная 25-летию восстановления независимости Литвы и Латвии, а также ярмарка народных ремесел. 

 

Кроме того, демонстрировались исторические костюмы, презентовались проекты трансграничного сотрудничества, чему пример – памятник литовскому владыке на латвийской земле. 

 

Надо сказать, что памятник, хоть и претендует на монументальность исходя из освоенных масштабов, но в то же время вполне себе семейный. Скульптор изваял короля Миндаугуса рядом с женой – уроженкой Аглоны, и, как на момент «свидания» виделось лично мне, малолетним королевичем. Приметим, что королева Марта (Морта) была дочерью хозяина Мадаланского городища. К большому сожалению, в прошлую субботу не было возможности запечатлеть это бронзовое великолепие при полном «параде» по уже отмеченным выше обстоятельствам, однако, если чуть поразмыслить, фотография получилась в чем-то даже философская. За этот кадр спасибо ветру, обнажившему фигурку отрока, над головой которого еще не видно сияния короны, но, судя по проступающим через пелену очертаниям, она уже вознесена твердой отцовской рукой… 

 

На одной из сторон пьедестала памятника значится имя литовского художника-ваятеля Видмантаса Гиликиса. На другой – перечисляются многочисленные спонсоры, при этом первым в списке значится A/S Latgales piens. Свой вклад в памятник внесли самоуправления Латгалии, а также предприятия Паневежиса, министерство культуры Литвы и др. 

 

Обратимся же к личности литовского короля. Согласно имеющимся сведениям, Миндаугус как правитель всей Литвы упоминается в исторических источниках с 1238 года. 

 

Этой исторической личности можно посочувствовать – будущему королю приходилось утверждать свою власть в жестокой междоусобной борьбе с другими литовскими князями, своими родственниками – Тотивилом и Эдивидом, которых поддерживал князь Викинтас. 

 

Настал момент, когда сия троица запросила поддержки Ливонского ордена и волынских князей. Создавшуюся коалицию противников Миндаугус (или Миндовг) зело расстроил, объявив о намерении принять крещение. В 1252–1253 гг. Миндаугус получил от римского папы королевский титул в обмен на принятие католичества и основание католического епископства. В итоге ему удалось объединить под своей властью все литовские земли и так называемую Черную Русь с городами Новгородок, Гродно, Слоним и Волковыск, что положило начало Литовскому государству. Крещение приняла и жена короля королева Марта. Литва же признавалась папой римским Иннокентием IV католическим государством. Исследователь Томас Баранаускас, взывая к дарственной грамоте Миндовга, выданной в июле 1253 года, делает вывод, что король был коронован в Латаве (местность в Литве), хоть на этот счет и других версий хватает. В пользу мнения Баранаускаса говорит то, что в 1997 г. в Латаве археологи обнаружили городище, которое, по предположению, могло быть резиденцией Миндаугуса. 

 

6 июля 1991 года в Литве впервые праздновали День государства, связываемый с фактом коронации Миндовга. В 2003 году в официальных торжествах по случаю 750-летия основания Литовского государства приняли участие великий герцог Люксембургский Генрих и великая герцогиня Мария Тереза Местре, король Швеции Карл XVI Густав с женой Сильвией. 

 

Миндаугус надеялся, что Рим поможет Литве в отражении агрессии немецких рыцарей, чего, однако, не случилось. Тем временем рыцарей разгромили язычники из племени жмудь (битва при Дурбе). Во многом по этой причине около 1261 года Миндаугус отрекся от христианства и принял жмудь в состав своего княжества. Ведя борьбу с Тевтонским и Ливонским орденами, Миндаугус заключил союз с правителем Новгорода Димитрием – сыном Александра Невского. Примечательно, что один из сыновей самого Миндаугуса, Войшелк, принял православие. 

 

В 1263 году первый и единственный король Литвы Миндовг и два его малолетних отпрыска Рипикием и Рукли были зарезаны по приказу жмойтского князя Тройняты уездным князем Довмонтом, а вскоре и самого Тройняту закололи мечом (1264). После него великим князем стал старший сын Миндовга Войшелк, вскоре отказавшийся от власти и удалившийся в православный монастырь в Угровске.  

 

По легенде, Миндовг – основатель Великого княжества Литовского, присоединивший к нему значительную часть территории современной Беларуси, был похоронен в Аглоне. В этом отношении ссылаются на упоминаемый в хронике лютеранского священника Ривия факт о том, что в 1618 году в Аглоне во время разбора развалин башни была найдена мраморная плита, не сохранившаяся до наших дней. Но якобы есть копия текста на латыни, переписанная с плиты. В тексте утверждается, что в этом самом месте покоится король Миндовг. По одной из версий, развалины башни находились у нынешнего кладбища. В то же время некоторые историки считают, что король был перезахоронен под алтарем базилики. Основываясь на легенде, художники Освальд Звейсалниекс (Латвия) и Йонас Плецкевич (Литва) предложили создать памятник королю Миндаугусу и королеве Марте. Так была организована объединенная латвийско-литовская группа под руководством бывшего посла Литвы в Латвии Антанаса Валиониса. В объявленном в двух странах конкурсе эскизов будущего памятника приняли участие 8 художников. 

 

Обладателем 1-го места стал Видмантас Гиликис, чья работа привлекла наибольшее внимание жюри, поскольку к фигурам Миндаугуса и Марты он присоединил фигуру ребенка, символизирующего движение в будущее, которое, увы, не всегда благополучно. Над ребенком уже нависла корона…