Обратите внимание: материал опубликован более чем четырнадцать лет назад

Шальная пуля на охоте8

Шальная пуля на охоте
От случайного выстрела во время охоты погиб заместитель начальника Криминальной полиции Латгальского управления майор Янис Лигнарскис, руководивший следственной группой по делу Немцова. Трагедия произошла под Даугавпилсом. В лесу между Ваболе и Ликсной коллектив «Сели» проводил загонную охоту на крупного зверя. Оттуда в Службу скорой помощи поступил вызов.

Факты

 

В 15:39 в Даугавпилсскую больницу был доставлен мужчина с огнестрельным ранением в грудь. Борьба за его жизнь велась еще несколько часов, но рана оказалась смертельной.

 

В Даугавпилсском управлении полиции комментировать данный факт отказались.  Лишь сотрудница Госполиции Линда Неймане сообщила скупые официальные данные. Погибший – майор полиции Янис Лигнарскис. Выстрел по неосторожности произвела участвовавшая в охоте женщина 1980 года  рождения. Это была ее первая охота. Она, как показала экспертиза, алкоголя не принимала. По факту начато расследование.

 

Янис Лигнарскис был известен среди коллег не только как профессионал высокого класса, но и как заядлый рыбак и охотник. Он на протяжении нескольких лет почти каждый выходной проводил в лесу, имел немало трофеев.

 

Теперь неофициальная информация, полученная из достоверных источников.  Женщина-охотница меньше года является членом этого коллектива. Раньше новичкам такое оружие, как карабин, которое поражает цель на расстоянии 2,5 км, не доверяли. Теперь очень многое зависит от правил, установленных в самом охотколлективе. Янис Лигнарскис якобы сам рекомендовал ее в охотничий коллектив, сам помог выбрать и пристрелять карабин. Говорят, что он сам поставил охотницу на номер и отправился давать дальнейшие распоряжения. Женщина загнала патрон в патронник. Оружие она в этот момент, скорее всего, держала стволом в сторону человека. Внезапно раздался выстрел...

 

Коллектив «Сели» недавно оказался в центре конфликта с другими   сообществами охотников. Именно ему переданы права на охоту в  наиболее выгодных лесных угодьях, хотя эти участки уже были арендованы. В ходе разбирательства выяснилось, что в «Сели» входили представители Даугавпилсского лесничества, которые и ведают выделяемыми для охоты  государственными лесами. То есть сами себе определили лучшие леса для добычи дичи. Жалоба была направлена в KNAB. После разразившегося скандала  лесничие охотколлектив покинули, зато их места заняли люди, имеющие немалые чины в полиции. Руководителем «Сели» был сотрудник полиции Янис Лигнарскис.

 

Версии

 

Конечно, тот факт, что именно погибший возглавлял следственную группу по делу об убийстве вице-мэра Григория Немцова, нельзя оставить без внимания. Тем более что от охотников порой можно услышать фразу: «Как бы на твоем пути не встретилась мерзлая береза». Имеется в виду, что странный  случай на охоте, когда пуля якобы срикошетила от дерева и попала в  человека, не так уже редок. В российской прессе можно найти множество примеров. В Кировской области  охотник якобы стрелял в рябчика (пулей!), но пуля, пролетев 70 метров, срикошетила от дерева и попала в  грудь другому охотнику. А под Харьковом помощник депутата застрелил экс-губернатора. 24 экспертизы установили, что пуля опять же срикошетила от дерева. В общем, несчастный случай, и все тут.

 

Полиция  категорически отвергает все версии происшествия на охоте, связанные с профессиональной деятельностью погибшего. Но если бы громкое убийство Григория Немцова было раскрыто, не было бы и домыслов. Народ гадает, как такое возможно: киллер выстрелил в вице-мэра средь бела дня, прошел мимо многих свидетелей по оживленной улице, бросил оружие в скверике и удалился в неизвестном направлении. Ищут, не могут найти. А теперь и следователь погиб – от случайного выстрела на охоте. Пуля предназначалась кабану, но попала в человека.

 

В Латвии тоже не обходится без трагических происшествий. После длительного лечения приступил к работе депутат Рижской думы Николай Захаров, раненный на охоте картечью. Сам он утверждает, что нечаянно выстрелил в себя. По мнению специалистов,  разброс картечи в теле свидетельствует, что стреляли с расстояния в несколько метров.  Тем не менее эпизод этот квалифицирован как несчастный случай на охоте, виноватых нет.

 

Законы

 

Охотничий регламент со стороны государства достаточно жесткий. Стать охотником может только человек, ранее не судимый, вменяемый психически и совершеннолетний. Дальнейшие этапы таковы. Сначала – 40 часов на теоретических лекциях, где учат тому, что патроны и ствол нужно держать отдельно, транспортироваться отдельно, что на траектории полета пули не должны стоять люди и что нельзя стрелять на шорох в кустах, ибо там может оказаться грибник. После экзамена спецкомиссии предстоит определить, может кандидат держать в руках оружие или нет. Если да, выдается разрешение на ношение оружия, и можно его, это оружие, приобретать.

 

С гладкоствольными ружьями просто: можно стрелять без дополнительных тестов. Кандидату в стрелки из нарезного ствола калибром не более 12 мм предстоит еще один полицейский экзамен по пулевой стрельбе. Тем не менее примерно в 1000–1500 латвийских охотхозяйствах (их число колеблется год от года) чаще звучат выстрелы из пулевого оружия, нежели гулкие хлопки дробовиков. Пройдя экзамен и отстреляв карабин для внесения его в базу данных МВД по баллистике, человек покупает сезонную карту (10 латов) для охоты в составе коллектива – на своих угодьях или в арендованном лесу.

 

Граждане других государств могут охотиться в Латвии после получения соответствующих документов, выданных согласно местным законам в отделе охоты Государственной лесной службы. Ежегодно примерно 800 иностранцев берут такие удостоверения, завозя, как правило, на территорию республики свое оружие. Именно они приносят прибыль охотколлективам. Ведь лицензия для охотколлектива стоит недорого, а иностранцам ее можно продать за 800 евро – на кабана, за 1500 евро – на лося. В Германии или Польше загонной охоты нет, поскольку нет больших лесных массивов. И за возможность почувствовать себя настоящим мужчиной-добытчиком европейцы готовы платить.

 

Проблемы

 

Как рассказали опытные охотники, в нормальном коллективе утро начинается с инструктажа по технике безопасности. И неважно, что все уже тысячу раз слышали, что нельзя стрелять на шорох и по неясной цели, что на загонной охоте  надо пропустить зверя и потом уже направлять в его сторону оружие, иначе можно попасть в загонщика. Каждый  раз об этих правилах напоминают.

 

– Я всегда говорю перед началом охоты: 25 мужиков пришли в лес, 25 мужиков должны из него выйти. А поэтому  вспомним  краткий курс техники безопасности, –  поделился собеседник. –  У нас тоже были происшествия, хоть и без трагического финала. Немедленно исключали из коллектива, даже если никто из-за неосторожного обращения с оружием не пострадал. Но на охоте нужно быть уверенным в каждом, кто рядом. Раньше все охотники состояли в одном обществе. Сейчас это просто общественная организация, в которую можно вступать, можно не вступать. К тому же некоторые имеют целью именно бизнес. Лицензии стоят дешево, но можно перепродать их иностранцам за хорошие деньги. В итоге сейчас развелось столько охотколлективов, и они настолько разобщены, что порой допускаются весьма серьезные нарушения техники безопасности. Увы, это порой приводит к трагедии.

 

P.S. Редакция газеты «СейЧас» выражает глубокое соболезнование родным и близким Яниса Лигнарскиса в связи с постигшей их тяжелой утратой.

 

ФАКТ

 

В Латвии на охоте в среднем случается около 10 происшествий в год – с разной степенью тяжести полученных травм. В Даугавпилсском районе трагический случай имел место в 2004 году –  во время охоты погиб человек. Как сообщил председатель Даугавпилсского общества охотников и рыболовов Виктор Фрелиньш, причиной трагедии тогда было нарушение правил безопасности. Один из охотников покинул свое место, второй выстрелил в неясную цель. Стрелявший был оправдан.