Лариса Ясвина – двукратный серебряный призер чемпионатов мира, шестикратная чемпионка СССР, многократная призерка СССР, призерка и чемпионка Латвийской ССР. На самом высоком уровне выступала десять лет. Из активного спорта ушла, когда ей было 25 лет. По советским меркам она в ту пору считалась уже ветеранкой.
Первый большой успех пришел к Ларисе в 1979 году на Спартакиаде народов СССР. Выступая за команду Латвийской ССР, 19-летняя Лариса неожиданно для многих специалистов и почитателей гребли на байдарках и каноэ, а также для себя завоевала серебряную медаль. А ведь к тому моменту Лариса занималась греблей всего-то четыре года.
На молодое дарование обратили внимание тренеры сборной СССР. Ее пригласили на сборы и поставили в состав четверки сборной Союза. Это было что-то невероятное! Тем более что партнерши по четверке были старше и опытнее. Некоторые из них занимались греблей по десять и более лет. По признанию Ларисы, ей было не просто тренироваться. Но она достаточно быстро влилась в состав, а осенью отправилась на чемпионат мира в Дуйсбург (Германия).
– Это были незабываемые ощущения. Первый раз за границей, все непривычно. Правда, особо вольничать не давали, ходили на экскурсии только в группах. Особенно привлекала культура поведения людей, чистота, – делится воспоминаниями давних лет Лариса Ясвина.
А вот как прошли соревнования, она не помнит. Говорит, не до ощущений было. Просто уперлась взглядом в спину партнерши и гребла изо всех сил. И только на пьедестале почета ощутила несказанную радость – это была серебряная медаль чемпионата мира!
– Лариса, выступать в одиночке и четверке – разные вещи. Как притирались к партнершам?
– Нас вызывали на сборы по 10–12 человек, и тренеры, постоянно меняя состав, просматривали – кто с кем может грести. Да мы и сами чувствовали, подходим друг другу или нет – лодка должна не дергаться, а плавно идти по воде. У меня сестра тоже занималась греблей, но вместе в двойке мы с ней выступать не могли – не получалось. Хотя однажды на чемпионате спортобщества «Динамо» мы с ней завоевали золотую медаль в двойке.
А вот Олимпийские игры 1980 года в Москве прошли мимо Ларисы. Она была приглашена на предолимпийские сборы, вроде, все делала правильно, но тренеры отдали предпочтение другим спортсменкам. Лариса лишь пожимает плечами и говорит: «Просто не сложилось...»
В греблю Лариса Ясвина попала совершенно случайно. До этого занималась легкой атлетикой, волейболом, гандболом. В общем, со спортом была на ты. Но что такое байдарка, по большому счету понятия не имела. Этим видом спорта занималась ее подруга. И как-то после окончания восьмого класса, летом, она предложила Ларисе пойти на тренировку. Вот там на гребной базе «Динамо» в Стропах и произошло первое знакомство Ларисы с байдарками и своим первым тренером – Борисом Михайловичем Природиным. Тренер от бога, как считают многие, кто его знает, увидел в 15-летнем подростке недюжинный талант. По признанию Ларисы, Борис Природин стал для нее вторым отцом.
Но был момент, когда она чуть не ушла из гребли. Было это осенью. В какой-то момент Лариса не удержала равновесия, и лодка опрокинулась. Сказала себе: все, баста. Но тренеру все-таки удалось уговорить ее остаться. А через четыре года она уже была серебряным призером Спартакиады народов СССР и первенства мира.
Но чтобы добиться таких высот, приходилось тренироваться не покладая рук. В школьную пору тренировка начиналась в шесть утра. После нее быстро мыться, завтракать и на хоровые занятия. Потом уроки. А после них снова изнурительная тренировка. А во время школьных каникул и вовсе было пять тренировок. Первая – до завтрака, до обеда две, после – еще две. И так каждый день. Но это уже была настоящая работа, за которую платили деньги.
После чемпионата мира 1979 года Лариса, как нетрудно догадаться, попала в поле зрения средств массовой информации. О ней писали и говорили не только местные, но и центральные СМИ. Зачастую молодым людям такое внимание здорово кружит голову. И результаты изрядно ухудшаются. Ларисе удалось избежать звездной болезни.
Активную карьеру спортсменки Лариса завершила, когда ей было 24 года. Казалось бы, самый расцвет для спортсмена, но...
– Сейчас смотрела чемпионат мира и удивлялась. В гребле выступают девушки 27–30-летние. В наше же время к 24–25 годам происходила полная смена поколений. И знаете, к тому времени я уже устала от большого спорта, – говорит Лариса Ясвина.
После завершения спортивной карьеры попробовала себя в качестве тренера. Однако эта работа ей не понравилась. Одно дело, говорит, когда ты сам тренируешься, другое – тренировать детей. Тут нужен особый дар. Поэтому пошла работать на локомотиво-ремонтный завод, где трудится оператором и по сей день.
Спорт Лариса, конечно, не забывает. Следит за соревнованиями по телевизору, ходит в бассейн. Надо отметить, что семья у Ларисы тоже спортивная. Муж Зигурд занимался ориентированием.
– По сей день кроссы по лесу бегает, – улыбается Лариса.
Но больше всего она гордится достижениями сыновей. Старший, Константин, играл за Ditton. Сейчас учится в Латгальской технической школе транспорта и связи, за которую выступает на футбольных соревнованиях. Младший, Марис, учится в 12-й средней школе и выступает за даугавпилсскую «Даугаву». Племянница Ларисы Ольга является одной из самых перспективных молодых легкоатлеток Даугавпилса.