Обратите внимание: материал опубликован более чем пятнадцать лет назад

Белорусский язык в Латвии популярнее латгальского?1

Белорусский язык в Латвии популярнее латгальского?
Так, во всяком случае, считают в министерстве экономики, которое прислало ответ на обращение Латгальского культурного общества. Просьба в этом   обращении была очень скромная: добавить одно слово в анкету по переписи населения. Уже скоро начнут проводить  выборочную перепись – по- интернету.

А в начале  2011-го  будет проводиться  всеобщий подсчет  жителей Латвии. В числе многих есть в анкете и такой вопрос: "Каким языком вы, как правило, пользуетесь дома?" Дальше даются варианты – латышским, русским, белорусским, другими. Так вот в своем обращении представители  региона просили  в этот перечень добавить одно слово – латгальским.

 

В ответ они получили  разъяснение министерства экономики. В нем сказано, что "при составлении  анкеты была принята  во внимание потенциальная распространенность ответа при переписи населения". То есть говорящих на латгальском заведомо меньше, чем белорусов, а потому не стоит  и считать трудиться.

 

Конечно, чиновники в очередной раз лукавят. На портале LaKuGa (Латгальская Культурная Газета) активисты вполне логично  задают вопрос: а  откуда известна "потенциальная распространенность", если никто ни разу говорящих по-латгальски не считал? В разных источниках их число варьируется от 100 тысяч до 300 тысяч. Даже если взять меньшую цифру, все равно получается больше, чем белорусов. Поскольку представителей этого национального меньшинства как раз то и посчитали. Их по последней переписи – 86 тысяч.

 

Любопытно, что  при Первой республике как раз белорусов не хотели считать самостоятельным народом, а их язык называли диалектом русского. И школы запрещали открывать. За них тогда вступились Янис Райнис и латгальская просветительница Валерия Сейле. В 1920-м году она заявила, что, сколько бы не унижали этот народ в других местах, в Латвии белорусы – есть. И при министерстве образования был открыт  белорусский отдел, а затем – национальные школы. Правда, вскоре учителей этих школ арестовали по обвинению в сепаратизме. Были обнаружены карты, на которых Латгалия числилась за Витебской губернией. Учителей потом выпустили, но зато школы потихоньку закрыли.

 

Сейчас в похожей ситуации оказался латгальский язык. Одно слово в анкете ставит под сомнение святую святых -  Закон о государственном языке, в котором сказано, что латгальский – это диалект латышского.

 

-  В конце концов, посчитайте, сколько человек говорит на этом диалекте, - скажет наивный читатель. Но тогда может кардинально изменится другая цифра – число говорящих на латышском. С демографической ситуацией совсем худо.  Если еще латгальцев отнять – сколько останется?

 

Второе письмо Латгальского культурного общества было направлено премьер-министру. Валдис Домбровскис создал рабочую группу при министерстве образования, которая должна предложить меры для сохранения письменного латгальского языка. В группу вошли ученые-филологи и депутаты самоуправлений. Но когда соберется эта группа – неизвестно.

 

-  Лично я убежден, что нельзя рассматривать вопрос о сохранении языка и культурных традиций Латгалии без решения экономических вопросов, - считает депутат Сейма Янис Тутин, который позволил себе выступать с трибуны по-латгальски. -  И основой развития края я считаю улучшение отношений с Россией и Белоруссией. В этом убеждает и история, и современный опыт. Всегда, когда на востоке Латвии закрывался железный занавес, Даугавпилс, Резекне, другие города региона, как и сельское хозяйство, приходили в упадок. И сейчас те предприятия, которые сумели выйти на  российский рынок, переживают не кризис, а взлет. Без восстановления производства никакие рабочие группы не помогут сохраниться народу и его культурному богатству.