Обратите внимание: материал опубликован более чем одиннадцать лет назад

Законы Латвии у нас не действуют5

Законы Латвии у нас не действуют
Специфика экономического развития Даугавпилса и близлежащего региона сделала свое дело в очередной раз, и как минимум два из довольно знаковых законов, принятых за последние полгода депутатами Сейма, не окажут на нас практически никакого влияния.

В Даугавпилсе просто нет таких объектов

 

Во-первых, это вступившая в силу 1 сентября новая редакция «Иммиграционного закона», пункт 29-й части 1-й статьи 23-й которого подразумевает, что иностранец может получить временный вид на жительство в Латвии сроком на 5 лет, если он приобрел в нашей стране недвижимость стоимостью не меньше 250 тыс. евро, кадастровая стоимость которой на момент покупки составляла не меньше 80 тыс. евро.

 

Как указывает специалист по оценке недвижимости фирмы Latio в Даугавпилсе Михаил Лавренов, в нашем городе (втором по величине в Латвии!) просто нет жилых домов по цене 250 тысяч евро и выше. А те немногие коммерческие объекты, которые подходят под установленный ценовой критерий, инвесторов все равно не привлекают. Те немногие виды на жительство, которые были выданы «в обмен» на покупку недвижимости в Даугавпилсе за последние годы, были получены иностранцами после приобретения жилых домов или комплексов отдыха.

 

Кстати, если быть точными, в период с 2010 по 2014 год на основании приобретения недвижимости в Даугавпилсе за сумму выше 142 тыс. евро (таковы были требования прежней редакции «Иммиграционного закона), было подано 4 заявки на получение ВНЖ. В Даугавпилсском крае за тот же период (за объекты стоимостью свыше 72 тыс. евро) – всего 2. А в Юрмале, для сравнения, 1145!

 

И новая редакция закона установила новые пороги цен как раз для Риги и Юрмалы. А для Даугавпилса и Латгалии новые условия равноценны тому, что депутаты Сейма просто записали бы в «Иммиграционном законе»: «Получить ВНЖ на основании приобретения недвижимости в Латгалии нельзя».

 

Цены вернулись в 2001 год

 

Во-вторых, можно сказать, что в нашем регионе фактически не будет действовать новая редакция «Закона о неплатежеспособности», которая вступит в силу 1 января 2015 года.

 

Она предполагает, что ипотечный кредит, оформленный после этой даты, можно будет снять с себя, просто отдав банку ключи от заложенной квартиры. При этом, правда, нужно будет объявить себя неплатежеспособным, но кредитор не сможет претендовать на другое имущество должника, кроме недвижимости, на которую была наложена ипотека.

 

Президент Латвии, подписывая эти поправки, уже понимал, что это означает уменьшение доступности ипотечных кредитов для населения. Ведь кто-кто, а банки себя обмануть не дадут. С целью обезопасить себя от ситуации, когда им каждый второй приносит ключи от и так не особо кому-то нужных квартир, они будут просить не 10-20%, а 40-50% стоимости недвижимости в качестве первого взноса.

 

«Если это произойдет, то те семьи, которые собирались взять жилье в кредит и имели на руках накопленные 15-20%, теперь, скорее всего, не смогут это сделать и уйдут в сектор аренды жилья. С другой стороны, это скорее затронет рижан, чем даугавпилчан, так как с нашими ценами на квартиры зачастую и кредит не нужен, а такие высокие требования, какие предъявляют к заемщикам банкиры, многие молодые семьи выполнить не в состоянии», - указывает специалист по оценке недвижимости Михаил Лавренов.

 

Он также рассказывает, что однокомнатную квартиру на Химии или новом Строении уже можно купить за 3500 евро. «Если считать в латах, то это по 80-100 латов за «квадрат». А это, в свою очередь, уровень цен 2000-2001 года, - сопоставляет цены опытный специалист. - Двухкомнатные «хрущевки» без ремонта в центре сегодня сложно продать и за 7 500 евро. 13 лет назад спрос на квартиры в городе был гораздо выше, чем сейчас, так как жителей было на порядок больше, хотя 2,5 тысячи латов (3 500 евро) тогда были довольно большими деньгами».

 

В целом ситуацию на даугавпилсском рынке недвижимости Михаил Лавренов называет удручающей. По его мнению, это чистый «рынок покупателя»: объекты в продаже в избытке, и цену назначает тот, кто покупает, а не тот, кто продает. Если последний не согласен с полученным предложением, то остается при своем объекте еще очень надолго. Ведь спроса практически нет, а выбор огромный.

 

Так что принцип «оставленных ключей» - это снова не про нас. Высокий уровень неофициальных доходов не позволяет большинству жителей нашего региона рассчитывать на банковский кредит на приобретение недвижимости. С другой стороны, цены на эту недвижимость уже упали так низко, что тут и ипотека не нужна. Можно накопить за годик-другой пару тысяч евро (лучшим подтверждением того, что у даугавпилчан такие деньги есть на руках, является огромное количество пышных свадеб, которые играются в нашем городе, несмотря ни на какие кризисы, а тут только услуги фотографа с оператором тянут на 1000 евро, не говоря уж о других расходах…), а недостающие пару тысяч взять в компании, предоставляющей «быстрые» кредиты или оформить потребительский кредит в банке, и без всякой ипотеки купить в Даугавпилсе двухкомнатную квартиру с мало-мальским ремонтом.

 

Вот уж действительно, депутаты, принимающие законы якобы для всей Латвии там, в Риге, совершенно оторваны от латгальских реалий.