Обратите внимание: материал опубликован более чем десять лет назад

Двинский дневник: врагов и преступников – расстрелять!2

Двинский дневник: врагов и преступников – расстрелять!
Самой популярной и действенной мерой наказания врагов пролетариата, преступников, трусов и дезертиров в Двинске в 1919 году был расстрел. Это высшая мера наказания применялась и к якобы своим, превысившим служебные полномочия. Расстреливали моментально, в тот же день после оглашения приговора.

Вот 2 дела Военного Трибунала, слушания которых проходили в нашем городе:

 

«1-го апреля 1919 г. Революционный Военный Трибунал Армии Советской Латвии в заседании своем, происходившем в Двинске, в составе председателя Крумина, членов Ярцева и Лепина, и секретаря Вейсберга рассмотрел дело двух братьев Майофес Нисона и Манка по обвинению в вооруженном нападении на красноармейцев 2-ой бригады 4-й стрелковой дивизии. Рассмотрев дело и выслушав обвиняемых, Трибунал нашел, что гражд. Братья Майофес днем напали на красноармейцев, поивших лошадей у водоема, начали кидать первоначально камнями, а когда подошли на помощь к красноармейцам товарищи по команде, то братья Майофес и третий неизвестный выхватили револьверы системы „Наган” и открыли стрельбу по красноармейцам, после чего братья Майофес были задержаны. Третьему удалось скрыться.

 

1) Трибунал установил, что братьями Майофес не был исполнен приказ о сдаче оружия.

 

2) Братья Майофес не имели определенного занятия, а занимались спекуляцией и пьянством.

 

3) Стрельба, открытая по красноармейцам ясно доказывает ненависть к Советской власти и к ее защитникам-красноармейцам.

 

Исходя из вышеизложенного Военно-Революционный Трибунал постановил: граждан братьев Майофес – расстрелять. Приговор этот приведен в исполнение через Коменданта штаба Армии Советской Латвии 1 апреля в 21 час 55 мин».

 

«Дело о красноармейцах 15 Латгальского стрелкового полка Антоне Юстовиче, Эдуарде Туче, Августе Туче и гражд. Антоне Паклоне по обвинению в незаконной реквизиции, взяточничестве, пьянстве, избиении и угрозах. Рассмотрев дело и выслушав обвиняемых и свидетелей, революционный Военный Трибунал нашел обвиняемых виновными во всех перечисленных преступлениях. В начале января из 15 Латгальского полка был выделен отряд красноармейцев из 24 человек во главе с письмоводителем того же полка Антоном Юстовичем, как начальником для производства реквизиции рогатого скота, свиней, жиров, хлеба, овса, ячменя и фуража у крестьян Боровской волости. Производя реквизицию Юстович не хотел вмешательства представителя Исполкома, производил несколько раз реквизицию без него. Юстович требовал у крестьян взятку и от многих таковую получал, что подтверждает целый ряд свидетелей. За взятки он освобождал крестьян от сдачи хлеба и фуража, или сокращал требуемую норму. При исполнении своих служебных обязанностей пьянствовал, производил реквизицию в пьяном состоянии, позволял пьянствовать всему отряду.

 

Производил обыски, был до цинизма груб, угрожал расстрелом, избивал плеткой крестьян, под угрозой заставлял их подписывать протоколы с ложными показаниями, изымал продукты, не подлежащие реквизиции, не выдавал квитанций. Его сообщниками и помощниками были два брата Туче и гр. Паклон, которые если и не были прямыми участниками, то косвенно укрывали преступления Юстовича.

 

Суд также принимает во внимание уголовное прошлое Юстовича – он уже находился под судом за подлог и воровство. Суд устанавливает, что Август Туче был использован, в виду своей молодости, как орудие в преступлениях Юстовича. Своим поведением Юстович терроризировал всю волость, будучи назначен начальником отряда, позволил себе чинить всякие безобразия, чем, конечно, подрывал достоинство Красной армии, а вместе и с тем престиж Советской власти. Суд постановил: обвиняемого Юстовича приговорить к высшей мере наказания – РАССТРЕЛУ, Эдуарда Туча и гр. Паклона заключить в тюрьму сроком на пять лет, Августа Туча к условному заключению в тюрьму сроком на три года».

 

Двинский дневник: врагов и преступников – расстрелять!
Расстреливали не только конкретных преступников, но и их пособников, косвенно способствующим преступным деяниям первых:

 

«Из приказа №16 Революционного Военного Комитета г. Двинска, крепости и уезда от 30 апреля 1919 г.

 

Замечено, что во многих домах ворота на ночное время (от 11 до 6 часов) остаются открытыми, что дает возможность преступникам бежать через проходимые дворы. Объявляю, что домовладельцы под страхом личной ответственности обязаны заботиться о том, чтобы ворота в ночное время были заперты;

 

В последнее время в городе на частных квартирах скрывается много дезертиров, позорно бросивших свои посты. В то время, как наши братья кровью на фронте искупают победу рабочей революции, трусы и шкурники сидят здесь в теплых комнатах, ничего не делая. Обязанность всякого честного гражданина содействовать искоренению этого позорного и преступного явления. Запрещается квартирохозяевам придерживать дезертиров и вообще принимать жильцов без ордеров жилищного отдела. Не исполняющие этого приказа будут судиться по всей строгости революционных законов, как соучастники предательства Рабочей Советской власти, как укрыватели дезертиров. Наравне с дезертирами их сообщники, укрыватели будут подвергаться расстрелу. Председатель РВК г. Двинска и уезда Ф. Берновский».

 

Двинский дневник: врагов и преступников – расстрелять!
Враги Советской республики, „белогвардейцы и буржуазия”, тоже не дремали и к большевикам применяли их же меры наказания:

 

«Расстрелы заложников буржуазии. Согласно предписания Правительства Литвы 10-го мая с.г. в г. Двинске расстреляны заложники Виленской буржуазии Пан Помарницкий (молодой), Дышленок и Данилюк. Виновниками их расстрелов являются белогвардейцы, наймиты буржуазии, которые в городе Вильне продолжают расстреливать наших товарищей, честно защищающих интересы трудящихся. Пусть знают враги рабочего класса, что на расстрел наших товарищей, мы будем отвечать расстрелом буржуазии. Как бы зверски не расправлялись они с революционным рабочим, к каким бы мерам не прибегали они для скорейшего осуществления их планов, ничто не даст им желанных результатов. Цепей рабства на нас им больше не одеть. Председатель Трибунала Н. Ярцев.»

 

Но самый массовый расстрел был совершен в Двинске в конце марта 1919 года. Об этом было сообщено в «Объявлении комиссии по охране порядка в Двинском уезде от 30 марта 1919 года:

 

Двинский дневник: врагов и преступников – расстрелять!
Доводится до сведения граждан города Двинск, что в городе Двинске найдена белогвардейская организация, цель которой была дискредитировать и свергнуть путем восстания существующую Советскую власть. Комиссия по охране порядка в Двинском уезде, разобрав дело, постановила всех участников этой организации расстрелять, что и приведено в исполнение с 27-го на 28-е марта 1919 года в 4 часа утра». Далее приводился ”список расстрелянных белогвардейцев и шпионов” (76 человек) и „список расстрелянных за хулиганство, за грабежи и за убийства” (22 человека).