Свет в темных аллеях Даугавпилсской крепости2
Художественный руководитель фестиваля Георгий Сурков подчеркнул, что участники «Пространства…» в течение девяти дней занимались актуализацией и трансформацией бунинских рассказов, поэтому не стоит искать полного соответствия созданных мини-спектаклей оригиналу.
- Фестиваль оправдал мои ожидания на сто процентов. Актуальность Бунина бесспорна. В годы войны он писал о любви. Сейчас тоже вокруг война, мир говорит о войне, умирают люди, а мы в госпитале продолжаем разговор о любви. И все случайности не случайны. Например, что в этом году – столетие начала Первой мировой войны. Я многое понял за дни фестиваля, - рассказывает Г. Сурков.
Если кратко, то молодые драматурги, режиссеры, сценографы из четырех стран вместе с актерами Даугавпилсского театра старались донести до зрителя экзистенциальные темы «Темных аллей», в первую очередь – жизнь, любовь, смерть. И эти вечные темы «рядились» в современные одежды. Поэтому герои договаривались списаться в фейсбуке, гуляли по улицам Ригас и Алеяс, читали новостную ленту в мобильном телефоне и т. д. Такие трансформации не удивляют, особенно если иметь в виду, что одним из наставников молодежи в течение фестивальных дней был руководитель московского Театра. doc Михаил Угаров. Жесткая привязанность к действительности – один из постулатов эстетики упомянутого театра.
Автору этих строк немного резал слух современный новояз типа «хватит меня динамить», «я ни с кем до тебя не мутил» и прочее, в том числе и ненормативная лексика. Как-то в спектакле «Это всё она…» такая речь была органичнее. Но автор готова отнести озвученные замечания к собственному консерватизму. И чувственность молодых героев мини-спектаклей заметно отличалась от чувственности Ивана Алексеевича периода «Темных аллей». Впрочем, это вполне логично.
Пожалуй, самым пронзительным получился спектакль «Крым», созданный украинской командой. В его основе лежит рассказ «Кавказ». Ну, изменение названия не нуждается в комментариях. От Бунина, по словам режиссера Тамары Труновой, остался лишь главный импульс: курорт, он и она, ее муж, погибающий где-то за кадром. У классика обманутый муж застрелился от несчастной любви, здесь же – погиб во время боевых действий на Украине. Любовники узнают об этом, читая новости в мобильном телефоне. И героиня в конце безмолвно кричит ярким красным платьем. В данном случае цвет действует сильнее любых слов.
Т. Трунова рассказала «Граням», что такая трансформация Бунина – единственная правда, которая в данный момент может от их творческой группы исходить. И она подчеркнула, что Даугавпилс ей очень понравился. Нет, дело не в зелени и чистоте, о которой говорят практически все туристы. Дело в людях.
- Для меня любой город – это люди. Люди делают место. Ваши жители не ленятся проявлять чувства. Я видела, как рабочие, помогавшие нам создавать спектакли, готовы были в любую минуту оказать иную помощь – предлагали подвезти в центр, предлагали экскурсии по Крепости. Произошло какое-то удивительное сближение с городом. И в конце нашей команде подарили серебряные крестики. Вы понимаете, что это сейчас для нас значит, - не скрывала волнения Т. Трунова.
Фестиваль завершен. Впереди – бунинский спектакль на сцене Даугавпилсского театра, над которым работает Г. Сурков. Премьера запланирована на начало октября. Ну, и третье «Пространство – Даугавпилс» тоже обещает быть в следующем году. Бывший госпиталь, похоже, всерьез и надолго сроднился с театром.