Обратите внимание: материал опубликован более чем двенадцать лет назад

Подводные камни трамвайной эпопеи3

Подводные камни трамвайной эпопеи
В понедельник председатель Даугавпилсской городской думы Янис Лачплесис побывал на заводе «Белкоммунмаш». Официальная информация об этом визите уже появилась. Пресс-служба Городской думы сообщила, что участие во встрече принял директор предприятия Владимир Король, генконсул Республики Беларусь в Даугавпилсе Виктор Гейсик, первый секретарь посольства Латвии в Беларуси Дайнис Фрейманис, специалисты предприятия.

Руководителю Даугавпилса белорусские машиностроители сообщили, что один из крупнейших в Европе производителей железнодорожного транспорта, компания «Штадлер Рейл Групп», приобрела 60% долей белорусского завода. И совместное предприятие выиграло конкурс на поставку в Москву скоростных двухэтажных аэробусов. Стоимость контракта – 500 млн евро. Уже строится новый производственный корпус, на котором будут изготавливать скоростные комфортабельные поезда. Однако, как подчеркнул директор уже совместного швейцарско-белорусского предприятия Владимир Король, заказы «Белкоммунмаша» по изготовлению трамваев выполнить готовы. Правда, в несколько другие сроки. Поставки можно закончить к концу первого квартала следующего года.


Подводные камни трамвайной эпопеи
В свою очередь Янис Лачплесис заявил, что город по-прежнему готов выполнить свои обязательства и даже согласен подождать выполнение заказа. Тем более, осмотрев цех, мэр убедился в том, что предприятие может изготовить заказанные вагоны – как четырехосные, так и шестиосные. Никаких технических трудностей для производителя этот заказ не представляет.


– Мне не нравится в данном договоре то, что стоимость заказа уже после конкурса увеличилась на 1,5 млн латов. Но прежний состав Думы с этим согласился, – сказал Я. Лачплесис. – Камень преткновения не в этом. 12 трамваев город закупает в рамках европейского проекта. Условия договора должны быть пунктуально выполнены всеми сторонами, в противном случае следуют штрафные санкции, часть европейских денег Даугавпилс может потерять. И мэр не вправе изменить этот договор.


В ходе переговоров на заводе «Белкоммунмаш» выяснилось, что до сих пор нет перевода технической документации на государственный язык, как это требуется в договоре. Срок проекта истек 20 октября. С этого дня по договору применяются штрафные санкции – 500 латов в день.


Наконец, по договору требуется, чтобы было официально признано соответствие белорусских гостов нормам ЕС. Кто должен это сделать, в какие сроки и сколько это стоит – опять же вопросы, которые должна решать фирма Agmen Consulting Bureau, которая отвечает за администрирование договора.


– Самоуправление Даугавпилса не выдвигало ни одного из этих требований, – подчеркнул Я. Лачплесис. – Так записано в условиях проекта, и город не может ни изменить, ни нарушить ни один из пунктов. Иначе мы можем просто лишиться части европейских денег, дополнительные расходы придется оплачивать горожанам. А это недопустимо.


Итак, это официальная информация. Попытаемся сделать некоторые выводы. В средствах массовой информации время от времени появляются заявления представителей SIA Agmen Consulting Bureau о том, что им ставят палки в колеса, выдвигают непонятные требования, намекают, что нынешняя Дума охотно продвинула бы какой-то другой проект. Этому можно было бы поверить, если бы фирма, которая должна администрировать проект, зная местные законы и правила реализации европейских проектов, со своей задачей справлялась бы. Ребята, вы с момента окончания конкурса и до сего дня не смогли перевести техническую документацию на латышский язык? Вы не сумели официально подтвердить соответствие белорусских гостов на трамвайные узлы стандартам ЕС? А что вы тогда делали? «Пилили» добавочные полтора миллиона?


Многие помнят, что Лачплесис еще в свое прошлое пребывание на посту мэра был за то, чтобы город купил белорусские трамваи. Вместе с послом Александром Герасименко они искали производственную базу, где можно было бы наладить сборку трамваев. Это было бы дешевле, потому что часть комплектующих узлов поступает из Германии, не было бы дополнительных таможенных сборов. Создавались бы рабочие места. И после выполнения заказа можно было бы продавать этот транспорт в ту же Россию.


Но… тогда речь шла о трамваях новейшей модификации, именно таких, какие покупают у белорусского предприятия многие города. Даугавпилс же за европейские деньги приобретает 4 современных трамвая, а восемь – явно устаревших. Не знаю, заходила ли госпожа Янковская и другие кураторы этого проекта в белорусский четырехосный трамвай. Я в тот, что уже стоит у нас в депо, заглянул. Поднимаешься по ступенькам в салон – и там еще ступеньки налево и направо, причем довольно крутые. Представляю, каково там бегать кондукторам и передвигаться пожилым пассажирам. И нынешняя Дума уже обязана выполнять условия договора.


Почему же белорусы не поставили в срок свою продукцию? Ответ на этот вопрос был совершенно непонятен, пока не появилась эта информация о том, что завод куплен швейцарской компанией. Кстати, по белорусскому телевидению показывали пресс-конференцию президента Беларуси Александра Лукашенко, и он там приводил пример удачной приватизации – завод, который находился в сложной финансовой ситуации, купил предприниматель, который теперь будет выпускать скоростные поезда для всей России, заказов – полный портфель. Кто не знает, европейские проекты реализуются так: сначала выполни работу, потом – деньги. И при нехватке оборотных средств закупить в Германии те же тележки, то есть главную часть трамвая, было непросто. А сегодня, когда «Белкоммунмаш» стал частью компании «Штадлер», этот заказ не очень-то и нужен.


Если все утрясется, белорусы все-таки решат договор выполнить, несмотря на штрафные санкции и прочие финансовые обременения, – к Рождеству сможем оценить, что закупила для города прежняя Дума, и проехать на новых трамваях. Если белорусская сторона окончательно откажется от этого контракта, – будет новый конкурс. Хочется верить, что горожанам заранее покажут, какие трамваи им предлагают. Будут ли пострадавшие? У белорусов – новые перспективы, у города – все тот же европейский проект и возможность обновить трамвайный парк. На мой взгляд, в убытке разве что те, кто уже подсчитал «премиальные» за этот контракт, а денег может не дождаться.