Обратите внимание: материал опубликован более чем четырнадцать лет назад

Скованные денежной цепью3

Скованные  денежной цепью
В Даугавпилсскую криминальную полицию, ведущую расследование  убийства вице-мэра Григория Немцова,  поступили необычные документы: копии договоров с кандидатами в депутаты,  в которых оговорены их денежные обязательства  после выборов. Их передала нынешний председатель партии "Латгалес таута" Ольга Широкая.

Напомним, что партия "Латгалес таута" на муниципальных выборах получила два места. Коалиции, назначения, перевыборы, новые коалиции и новые назначения…  Казалось бы, после того, как 16 апреля в центре города средь бела дня был убит лидер партии Григорий Немцов, что-то в этой политической кухне изменится. Но не тут-то было. Вместо Немцова место депутата занял Петерис Дзалбе. А он не  разделял  позицию Немцова, за что и был исключен из  партии.  Впрочем, сам он утверждает, что и не вступал в ее ряды. Депутат Анжела Алехно тоже  теперь не состоит в рядах "Латгальского народа".

 

Новый поворот эта история приобрела после того, как избранная председателем региональной партии Ольга Широкая обнаружила копии договоров с кандидатами в депутаты. Неожиданностью  для нее это не стало, ведь она сама была кандидатом в депутаты и подписывала  аналогичный документ. По словам  О. Широкой, оригиналы  договоров хранятся в  банке. В них сказано, что, если депутат  не подчиняется решениям партии, то он должен, во-первых, сложить мандат, во-вторых, компенсировать  материальные затраты  на предвыборную компанию.

 

- Партия сегодня не представлена во власти, хотя  именно благодаря совместной деятельности депутаты были избраны. Разве это нормально?  - говорит  нынешний лидер "Латгалес таута".

 

Депутат Даугавпилсской думы  Петерис Дзалбе подтвердил журналистам, что еще до выборов подписал такой договор, причем в единственном экземпляре. По его словам, Григорий Немцов предложил в качестве "штрафа" сумму в 50 тысяч латов, а Дзалбе  назвал другую цифру – 300 тысяч латов. Депутат считает, что  это  обязательство  должно было стать гарантией, что никто не отступит от программных установок. Он сейчас жалеет, что не поставил цифру в 10 миллионов латов, ведь от своих принципов не отступал и отступать не собирается. По его мнению, свои обязательства перед избирателями нарушил сам Немцов. Да и вообще подобные документы незаконны. А за давление на депутатов, как и за попытку подкупа,  можно и к юридической ответственности привлечь. Однако непонятно, почему же сам Дзалбе подписал такой документ, который сейчас называет это примером политической коррупции?

 

Бывшая помощница вице-мэра Елена Лаврова убеждена, что главное – не цифры долговых обязательств, а тот факт, что  вышедшие из партии депутаты должны были сложить свои полномочия. Но они этого не сделали.

 

По словам председателя Даугавпилсской избирательной комиссии Раймонда Тукиша, никаких последствий эта история иметь не будет. С таким же успехом кандидаты могли расписываться кровью или произносить клятву верности – юридической силы такие действия не имеют.

 

Являются ли переданные полиции договоры между партийным руководством и кандидатами в депутаты чем-то исключительным?  По неофициальной информации, подобные сделки давно стали обыденным явлением  в латвийской политике. И составляются документы не так наивно, а  вполне законно, как долговые обязательства с определенным сроком уплаты.  И это гарантирует строгое соблюдение партийной дисциплины.

 

То, что депутаты то и дело перебегают из одной партии в другую или становятся после выборов удивительно независимыми – давно известно.  Раз у нас выборы проходят по партийному принципу, почему бы не  внести в закон простое изменение:  от какой партии выбран – в той и работай, по крайней мере до новых выборов? Тогда не надо будет клясться на крови…