Кому-то при этом достался на память диск с песнями исполнительницы, остальные имели возможность его приобрести.
Аэлита, урожденная Алла Фитингоф, до сего момента была известна немногим даугавпилчанам. Спустя десятилетия после эмиграции из Латвии, в последние годы она стала навещать Ригу, в которой родилась и выросла. На мысль дать концерт в Даугавпилсском театре в рамках фестиваля еврейской культуры Аэлиту натолкнуло общество «Шамир» (Рига). Концерт при полном зале начался с нестареющей и ставшей ностальгической для латвийских эмигрантов песни Кублинского «Ноктюрн». Мягкий, приятно обволакивающий слушателя голос… И кадры ночной Риги, о которой так талантливо были сложены эти стихи и музыка.
А затем зал пленило чудное попурри из песен, возраст которых перевалил за век, но разве может быть старой веселая еврейская песня? Аэлита, статная и энергичная, пела на идиш, пела зажигательно, как умеет только она. «Тум-балалайке, шпил балалайке, тум-балалайке, фрейлех зол зайн!» вспомнили и те, кто еврейских песен не поет, благодаря не так давно прошедшему по TV сериалу о Мишке-Япончике. Прозвучала на идиш и трогательная «Друзья, купите папиросы!» – обращение босоногого сироты к тем, кто немного богаче.
В ходе концерта складывалось впечатление, что Аэлита решила сложить для даугавпилчан песенную мозаику из всего самого любимого ею. Русский «Тополиный пух» – отзвук пролетевшей юности певицы («Если ты одна любишь сразу двух, значит, это не любовь, а только кажется…») сменялся популярными шлягерами на английском, которые чередовались с Se si bo на французском из репертуара Ив Монтана. Вслед на идиш врывалось не терпящее возражений Cabaret Лайзы Минелли. И прекрасная подборка видеосюжетов, повествующих об осеннем Париже, на фоне которых проникновенно звучало сопрано заезжей гостьи. Оказывается, Париж действительно похож на Ригу, недаром ее называют маленьким Парижем.
Певица дарила нам песенную романтику на итальянском, посвященную Сан-Ремо, и вдруг откровенно признавалась, что самые красивые и душевные песни о любви все-таки сложены на русском языке, что она выросла в том числе и на репертуаре Клавдии Шульженко. В доказательство – безукоризненное «На тот большак, на перекресток…» Сколько эмоций, сколько понимания души женской!.. Даугавпилчане стали первыми слушателями композиции «Облака», подаренной Аэлите Александром Кублинским, у которого она побывала в гостях в прошлом году. Тогда-то и обнаружилось, что латвийский композитор, автор более 200 эстрадных песен, незаслуженно забыт и, по сути, стал никому не интересен.
Одногодка Паулса, Кублинский родился в 1936-м, они вместе учились и даже играли в одном оркестре. Кстати, 11 сентября у композитора день рождения, ему исполнится 76 лет. Услышав, как его «Ноктюрн» исполняет Аэлита, растрогался, проронил слезу и… щедро жестом бессребреника подарил ей 11 своих песен. «Облака» Кублинского (в ритме танго) в обработке аранжировщика Аэлиты произвели должное впечатление. «Облака кажутся письмами, вот бы знать, кем эти письма присланы…»
Пока длилось представление, певица несколько раз меняла наряды, подтверждая тем самым: «двинский» зритель ей не безразличен. Получился концерт-знакомство, когда исполнительница представляла не только себя, но и членов своей семьи, открывая для этого экранный фотоальбом, со страниц которого в зал смотрела ее судьба…
ПУТЬ АЭЛИТЫ
Жила-была в Риге девочка Алла. Любила музыку, своих родных и друзей, зачитывалась фантастическими романами. Один из них, «Аэлита» Алексея Толстого, произвел настолько сильное впечатление, что Алла в 9-летнем возрасте твердо решила поменять свое имя. Сегодня по паспорту она Аэлита. Бабушка Аллы по маминой линии, хранительница многих еврейских песен, родом из Двинска. Учила внучку: «Хочешь сама выбрать путь в жизни – выбирай, но ты не имеешь права забывать свои корни». Отец певицы экономист Б. Фитингоф стоял у истоков предприятия Rиgas apгerbs, занимая должность заместителя директора. Создавая фабрику, сумел объединить для этого много артелей. Фитингоф представлял легкую промышленность Латвии на ВДНХ в Москве. Его дипломные работы – рижские магазины Lotos, Modes preces. Мама Аллы считалась в Риге одним из лучших парикмахеров, преподавала парикмахерское мастерство в профучилище, участвовала в международных конкурсах, а кроме того, была неземной красоты женщина.
Уже с 12-летнего возраста Алла стала выступать с джазовыми оркестрами. А в 16 лет вокально поддерживала команду Рижского института инженеров гражданской авиации на чемпионате КВН. Тогда и спела на финальном концерте «Ночью в узких улочках Риги» (1970), совсем не кэвээновскую песню. В этот судьбоносный момент ее заметил, пригласив в свой московский джаз-оркестр с вокальной группой ВИО-66, композитор Юрий Саульский. Это было концертное турне по 20 городам Советского Союза в качестве ведущей исполнительницы. Алла пела репертуар американских звезд Фрэнка Синатры и Эллы Фитцжеральд. Каким образом он был известен юной девушке в закрытой почти наглухо стране? Во-первых, сестры мамы Аллы жили в США, откуда присылали пластинки, а во-вторых, Алла уже в 15 лет пела в Lido, Jуras Pеrle, Allegro – заведениях, где «сначала слушали музыку, а потом кушали». Мамочка ездила с ней на гастроли, опекая и наставляя. Гастроли летом – зимой надо было учиться и работать. Получив среднее образование, Алла поступила в ЛУ на факультет иностранных языков. К этому времени за плечами была музыкальная школа.
В этом году минуло 40 лет с тех пор, как семейство Фитингоф распрощалось с Ригой, эмигрировав в США. Сделать такой шаг было непросто. Пришлось пережить и «советские» косые взгляды, и непонимание, и откровенную ненависть. Семья прибыла в США с накоплением чуть более 400 долларов. Отцу Аэлиты на тот момент 50 лет, знания английского – нулевые. Тем не менее со временем все наладилось. Устроились на работу, взяли кредит и выплатили его честно, повысив градус репутации. В Нью-Йорке девушка окончила университет. Отвоевывая место под американским солнцем, выступала в кабаре, ночных клубах, концертных залах… И в конце концов смогла покорить эту страну. «Королевой кабаре» и «королевой шансона» назвали ее американские музыкальные критики. Аэлита достигла высот и на ниве американо-канадского джаза. Среди партнеров по сцене авторитетные Сара Воэн, Стэн Гец, Лайонел Хемптон, Диззи Гиллеспи. Аэлита поет на 16 языках. Совершила два мировых турне. Ее голос звучал на церемонии открытия чемпионата по футболу в Южной Корее (2002). В отелях «Ритц» в Лондоне и «Уолдорф Астория» в Нью-Йорке, Аэлиту тепло принимали в Париже, Москве, Майами, Иерусалиме. Певица выступала на сцене «Тадж Махал» в Атлантик Сити и в Белом Доме в Вашингтоне. Ее пением очаровывались президенты Ричард Никсон и Билл Клинтон, госсекретарь США Г. Киссенджер и крупнейший греческий судовладелец миллиардер А. Онассис. А бывший шах Ирана, любитель французских мелодий, присылал за вокалисткой в столицу Панаму самолет.
ЖИЗНЬ НАУЧИЛА НЕ СДАВАТЬСЯ
В феврале 2013 года исполнится 40 лет с тех пор, как Аэлита стала женой колоритного Якова Нейхаузена (в настоящее время Джека Нейхаузена). «Если выйдешь за меня, я приложу все усилия, чтобы ты стала американской певицей», – говорил ей настойчивый кавалер, перелетевший за своим личным счастьем через океан. На момент их знакомства в Риге Яков работал мастером музыкальных инструментов. Хватка влюбленного поражала воображение: в понедельник прилетел, в среду нашел работу, в пятницу сделал предложение руки и сердца. Став Джеком Нейхаузеном, муж Аэлиты удачно проявил себя в шоу-бизнесе. Организовывал гастроли в Россию Майкла Джексона, Тома Джонса, Ванессы Мэй… Кстати, его отец Бецалель, как выяснилось, тоже родом из Двинска.
Сегодня дочь Аэлиты и Джека Рафаэлла успешно «вспахивает» киношную ниву, доказывая, что умеет применить полученное образование. Подрастает и внук, названный в честь покойного уже деда. 11 августа на III Конгрессе штатников, проходившем в рижском отеле «Рига», Джек встречался с друзьями юности. Был дан банкет, на котором уже давно немолодые люди вспоминали свою молодость и слушали Синатру.
«Штатниками» называла себя рижская молодежь, пытавшаяся во всем копировать американскую моду, образ жизни, поведение, манеры. Жить по Бродвею. Конечно, насколько это было возможно в тех условиях. За американский ширпотреб платили бешеные деньги. Цель – уехать в Америку, что, собственно, часть из них и осуществила.
– Я верю в судьбу, но она во многом в наших руках. Тут важно, как мы подходим к тем или иным событиям, обстоятельствам. Я никогда не ожидала, что счастье само свалится в руки. Надо думать, как достичь цели. Контактировать с людьми, знать, как себя преподнести, и работать, работать... Мне помогало знание дела, личный опыт. А жизнь научила не сдаваться. Сегодня мало быть только хорошим исполнителем, надо иметь еще деловые качества. В СССР за нас все решали. А в США я сама ходила и добивалась, – говорила мне Аэлита. За 6 месяцев этого года она дала 70 концертов в разных странах мира.
– А сегодня я разгрузила свой график – выбираю самое важное, Двинск важен для моего сердца, – признается она. Спрашивая о благотворительности, узнаю, что ее концерты собрали для Израиля миллионы долларов. Для раненых, больниц… В Израиле растут деревья, посаженные в ее честь.