Массовка, ваш выход! Немного о съёмках фильма Сергея Лозницы9
Всего во время кастинга, а также дополнительного поиска людей, которые подойдут для изображения жителей белорусской деревни 1942 года и немецких солдат, было сделано приблизительно 1600 фотоснимков. Если молодые люди в основном сами приходили на кастинг, то для отбора пожилых людей, а также маленьких детей, которые подошли бы для съемок, фотографу пришлось объездить весь город, близлежащие посёлки, социальные центры, детские дома. И забегая вперёд, хочется сказать, что подборка людей была сделана колоссальная – стоило только участникам массовки переодеться в одежду того периода, как перед глазами вставали реальные образы людей военного времени.
Эпизод 1-ый: Скорый поезд набирает ход…
Некоторым участникам массовки посчастливилось поучаствовать в съемках двух эпизодов будущего фильма. Так, на железнодорожной станции в Ликсне снимался эпизод с отправкой жителей в грузовых вагонах в Германию. Облачившись в наряды того времени, участники этой массовой сцены прибыли на место проведения съемок. И как оказалось, там уже шли съемки других эпизодов с участием главных героев и молодых людей, играющих роль немецких солдат. Поскольку съемки эпизода проходили рядом с действующим железнодорожным вокзалом, нельзя не упомянуть реакцию людей, проезжающих мимо, а также выходящих на станции – любой бы впал в лёгкое недоумение, увидев на перроне немецких солдат…
Мы же в это время в долгом ожидании, когда же будет сниматься эпизод с отправкой поезда, уяснили для себя универсальное правило всего съемочного процесса, а особенно характеризующее работу массовки – «сначала ждать, потом догонять». Дело в том, что всё, что запланировано снять в определённый день, должно быть сделано, независимо от того, насколько затянулись съёмки определённого эпизода.
Первые часы ожидания нас увлекало наблюдение со стороны за съемками двух эпизодов, в которых мы не принимали участие. Затем, во время обеденного перерыва удалось устроить фотосессию с ребятами в форме солдат Вермахта. Тогда мы и поинтересовались – в чём заключается их задача? Если кто-то считает, что съемки в массовке – это сплошное действо, то он сильно ошибается. Съемки в массовке, да и в более значительных ролях, - это долгие часы репетиций, повторение одних и тех же действий, после чего следуют несколько дублей, пока режиссёр не снимет нужную ему картинку. Как рассказал Дмитрий, играющий роль немецкого солдата, его задача заключалось в том, чтобы во время съемок эпизода на фоне разворачивающихся событий мыть машину. Так он и полировал на протяжении нескольких часов съемок авто. Со стороны это может показаться довольно нудным занятием, но не когда ты лично задействован в сюжете. Или ещё один пример, пожилому мужчине во время съемок нужно было носить дрова. Несмотря на то, что за время репетиций и непосредственно самих дублей по его словам он перенес столько дров, что они могли бы вместиться в две машины, от усталости на его лице не было ни следа.
Когда подошло время съёмок эпизода с отправкой поезда, день уже близился к вечеру. Съемки 4-секундного (!) эпизода с нашим участием длились максимум 1,5 часа, но эмоций и впечатлений было уйма. Нас загрузили в вагоны, и тепловоз, набирая скорость, пролетал мимо камеры… Так совершенно неожиданно для себя даугавпилчане «влетели» в мир кинематографа…
Эпизод 2-ой: Печальный…
Самый массовый эпизод с участием даугавпилчан снимался в посёлке Земгале. Чуть более чем за три недели на месте пустыря, на котором когда-то был небольшой огород и банька, выросла настоящая базарная площадь с торговыми прилавками и атрибутом военных времён – виселицей.
Дом, стоящий на пригорке, стал декорацией вокзала, на другом здании были водружёны флаги Третьего рейха, обозначив таким образом месторасположение гестапо. Хочется отметить, что большим удивлением для меня стало реалистичность оформления декораций – и груда костей, размещённая на телеге, и туши двух баранов – всё это было настоящим. Я уже не говорю о яблоках, которые продавались на рынке, каше, которую должны были требовать дети во время съемок у повара, мешке семечек, быстро разошедшемся по карманам детворы, и, конечно, настоящей военной технике тех времён.
Когда раньше в интервью с актёрами перед премьерой какого-либо фильма с их участием доводилось слышать фразу, что в принципе сам актёр фильм целиком то и не видел, такие слова немного вводили в недоумение. Теперь же довелось убедиться в этом лично. Дело в том, что во время съемок каждый знает свою задачу, что ему необходимо делать, и совершенно не владеет ситуацией в целом. Съёмки печального эпизода, в котором трех мужчин ведут вешать, начинались сниматься ещё у здания гестапо, которое с нашего месторасположения в поле зрения даже не попадало, и заканчивались уже у виселицы на рынке.
В съемках были задействованы, как говорится, от мала до велика – начиная с маленьких детей, воспринимающих процесс съемок, как игру, и заканчивая пожилыми людьми, лично пережившими настоящую войну. Как рассказала 76-летняя Анна Иосифовна, во время войны она была ещё ребёнком, но помнит, как они были в тылу у немцев, как позднее видела погибших солдат, преимущественно русских, поскольку немцы старались забрать павших в боях сослуживцев. Помнит и как позднее проходило перезахоронение погребённых солдат, что только алкоголь помогал справиться с эмоциями, вызванными видом трупов, тем, кто участвовал в процессе перезахоронения. Хочется надеяться, что военные времена навсегда останутся только на лентах кинофильмов, и никогда не повторится самая ужасная трагедия 20-го века.
Удалось на съёмочной площадке познакомиться с 55-летним Янисом, для которого участие в съемках массовых сцен было не в новинку. Янису довелось сниматься в массовых сценах фильма «Государственная граница», съёмки эпизодов которого проходили в 1979 году на Свентском мосту. Как вспоминает Янис, тогда съемочный процесс длился около месяца. В нашем же случае снять эпизод на рынке планировалось за один день, однако из-за нагрянувшего дождя пришлось растянуть съемочный процесс на два дня.
Нельзя не сказать, что снимать сцены с массовкой довольно сложно – необходимо скоординировать толпу, чтобы каждый был занят своим делом, и никто не норовил посмотреть в камеру. И были случаи, когда не раз из-за одного только неверно направленного взгляда приходилось снимать сцену заново.
Участие в массовке разрушило мои стереотипы, созданные телевидением, что режиссёр во время съёмок сидит на стуле и кричит в рупор о том, как и что надо снимать. Я увидела работу сплоченной команды, где важен вклад каждого. И ещё теперь я совершенно по-другому оценила актёрскую работу. Если даже тем, кто принимал участие в простой массовке, иногда приходилось жертвовать современной стрижкой для создания более правдоподобного образа или маникюром, а также выезжать на место проведения съёмок задолго до рассвета и томиться в долгих ожиданиях очередных дублей, то что говорить о настоящих актёрах, которые живут в таком ритме всю жизнь. Однако перевоплощения, которое ты переживаешь, эмоции от так называемого «путешествия во времени», да и соприкосновение с таинственным миром кино того стоят…