Обратите внимание: материал опубликован более чем тринадцать лет назад

Ко Дню освобождения Даугавпилса: история парка Дубровина

Ко Дню освобождения Даугавпилса: история парка Дубровина
Вторая мировая война оставила на Европейском континенте печальный символ этого скорбного события в истории человечества – могилы павших во время сражений солдат. Так по данным «РИА Новости» в Литве покоится прах свыше 180 тысяч советских воинов, в Эстонии 229 братских могил, в которых останки свыше 80 тысяч воинов, а в Латвии захоронено более 397 тысяч советских солдат...

Но если во времена СССР могилы павших воинов были священным местом, которое каждый год в день Победы объединяло и сплачивало народ, то после распада советского государства могилы стали предметом межнациональных и политических конфликтов. Так в апреле 2007 года решение эстонского правительства перехоронить прах советских воинов и перенести монумент Бронзового солдата на Тынисмяги вызвало массу возмущений.

 

Реакция на эти события последовала на всём постсоветском пространстве. Одни поддерживали решение эстонского правительства, что таким символам советской эпохи не место в центре столицы и прах солдат должен покоиться на кладбище, другие приняли сторону России, называя действия властей кощунством и издевательством над подвигом всего советского народа. Не хочется занимать чью-то сторону, потому что слишком острая и больная тема для большинства людей, которые жили в СССР и до сих пор считают 9 мая самым великим праздником.

 

Но что больше всего задевает во всей этой истории, так это то, что, наверное, только простой народ до сих пор искренне относится к павшим солдатам.

 

Многие власть имущие используют имена героев, чтобы сделать себе имя на политической арене. И это происходит не только сейчас, когда национальные идеи приобретают большую популярность, а всё, что было до восстановления независимости, считается тёмным временем. Изучая архивные документы, газетные статьи советских времён, можно наткнуться на интересные факты, подтверждающие то, что и раньше мемориалы, могилы павших воинов использовались в политических и идеологических интересах.

 

Ко Дню освобождения Даугавпилса: история парка Дубровина
Взять хотя бы мемориал советским воинам в парке Дубровина. Сразу после освобождения Даугавпилса 27 июля 1944 года в парке были захоронены майор Павел Ким, генерал-майоры Яков Лагодюк, Тихон Егошин и Иван Чиннов. Тогда на могилах павших солдат были установлены временные памятники. И вот тут возникает первый вопрос, с точки морали на который сложно найти ответ – зачем хоронить погибших именно в парке, который является местом отдыха горожан? А в парке в те времена была сосредоточена общественная жизнь горожан – проводились различные праздники, читались лекции, семинары, были организованы спортивные мероприятия, да и в обычные вечера и выходные парк был излюбленным местом отдыха горожан. Могилы освободителей стала неотъемлемой частью общественной жизни города, т.к. находились в центре, и была постоянным напоминанием о подвиге советского народа, тем самым являясь в своём роде символом законности советской власти на территории Латвии. (на фото: первые могилы в парке в 1944 году)

 

Ко Дню освобождения Даугавпилса: история парка Дубровина
В 1949 году в парке Дубровина (28 октября 1948 года парк был переименован в парк Ленинского комсомола) были перехоронены ещё три офицера – герои Советского Союза, капитаны Иван Мороз и Константин Орловский, а также капитан Григорий Великоборец. Напрашивается сравнение этого поступка советского руководства с действиями эстонских властей. В принципе–то нет большой разницы! Но как эстонские власти настаивали на том, что праху положено покоиться на кладбище, так в 1949 году власть имущие полагали, что не подобает могилам советских героев находиться где-то на окраине, ведь во время сражений погибших солдат чаще всего хоронили на месте их гибели. Так Иван Мороз и Константин Орловский сначала были похоронены в посёлке Малиновка, а через пять лет их прах перехоронили в одном гробу в парке Ленинского комсомола. Останки Григория Великоборца покоились около северного берега реки Ликснянки, откуда их доставили в город и перехоронили. Итак, парк пополнился ещё тремя могилами, и 16 октября 1949 года состоялось открытие нового памятника по проекту Олега Закаменного.

 

Советская власть была заинтересована в проведении перезахоронений, т.к. считала, что такие мероприятия способствуют «воспитанию патриотизма, любви к социалистической Родине». Выводы напрашиваются сами собой – и в уходе за могилами и почитании погибших не обошлось без идеологии. Имена героев использовались в названиях улиц города, устраивались различные спортивные мероприятия на кубок имени одного из героев, молодёжь ежегодно организовывало походы по местам боевой славы офицеров, на месте гибели солдат были установлены памятные обелиски, различные бригады на заводах во имя павших героев перевыполняли планы, в прессе с периодичностью публиковались статьи о героических подвигах погибших за освобождение города.

 

Ко Дню освобождения Даугавпилса: история парка Дубровина
В 1984 году парк реконструировали. В связи с этим останки воинов перенесли на место нового мемориала, который находится в том же парке. Авторами реконструкции были архитектор В.Калниньш и скульптор В.Иванов. Открытие мемориала было организовано в день 40-летия освобождения Даугавпилса – 27 июля. На следующий день городская газета «Красное знамя» писала: «...Наступают волнующие минуты ритуала перезахоронения. Звучат имена павших героев (...). Под гром оружейного салюта урны с прахом героев поочерёдно устанавливаются в ниши мемориала славы. Звучат Гимны Советского Союза и Латвийской ССР.» Но как выяснилось через 14 лет, и в этом событии не было всё так однозначно.

 

Ко Дню освобождения Даугавпилса: история парка Дубровина
20 августа 1998 года при проведении ремонтных работ канализации в парке было обнаружено захоронение. Ремонтные работы были остановлены и сообщено о находке в государственную инспекцию по охране культурных памятников, прокуратуру, Российское посольство и другие инстанции. Чтобы выяснить обстоятельства перезахоронения 1984 года, была сознана специальная комиссия и 25-26 августа проведены раскопки. В результате было обнаружено 6 захоронений, которые находились в гробах в одном ряду. По найденным в гробах фрагментам было установлено, что среди погребённых 3 генерала, 2 капитана и один майор. По документам в парке должны были находиться останки ещё одного капитана, но они так и не были найдены.

 

В итоге было констатировано, что в 1984 году перезахоронение фактически не было произведено, а общественности сообщили, что прах солдат перенесли на место нового мемориала.

 

После такой неожиданной находки возник вопрос – что делать с прахом солдат? Были предложения захоронить останки на братском кладбище, но городская организация ветеранов второй мировой войны и военные пенсионеры всё же пожелали, чтобы прах солдат был перезахоронен в парке. 16 сентября 1998 года останки освободителей города придали земле.

 

Целью этой статьи не было ни осудить одних, ни оправдать других. Это просто история, которая происходила и сейчас происходит у нас на глазах, и каждый имеет право на своё мнение по поводу описанных событий. Кто-то скажет – да это единичный случай, не стоит обобщать! Но мне вспоминаются мои школьные годы, когда каждый раз мы всей школой массово возлагали цветы к памятнику с надписью на латышском языке «Героическому 73-ему бомбардировочному полку экипажа лётчиков П.Паномарёва и А.Глухова, которые 31 июня 1941 года дважды протаранили врага». И лишь намного позже осенило, что такой даты просто нет в календаре, в июне всего 30 дней!

 

Всё это наводит на мысль, что власть имущие всегда выбирали героев и внушали народу уважение и поклонение им, а сами в свою очередь только использовали имена героев для укрепления своей власти. После всего вышесказанного уважение к героям не становится меньше, но понимаешь, что в любые времена стоит чтить самих героев, а не власть, которая всего лишь использует память для своих политических игр...

 

В статье использованы архивные материалы, газетные статьи «Красного знамени»и материалы Даугавпилсского краеведческого музея.