Обратите внимание: материал опубликован более чем четырнадцать лет назад

Как строители поделили миллион4

Как строители поделили миллион
Прошлой весной в результате открытого конкурса были определены строительные фирмы, которым самоуправление доверило проводить мероприятия по повышению энергоэффективности в 19 городских образовательных учреждениях. Тогда в конкурсе выиграли те, кто предложил самую низкую цену, но уже спустя год самоуправление разделило между этими же фирмами более миллиона латов. На этот раз – без всякой конкуренции.

Результаты конкурса на реновацию и утепление школ города были объявлены в марте прошлого года. Все школы были поделены на 4 лота: по 6 школ в трех лотах и еще одно учебное заведение шло отдельным лотом.


Лот А в конкуренции 9 фирм выиграла фирма Gаdība. Она взялась выполнить работы за 1,509 млн латов при прогнозируемой цене в 1,6 млн латов. Лот В достался фирме Svente Holding. При прогнозируемой цене в 2 млн латов она предложила утеплить и отремонтировать шесть школ за 1,652 млн латов. За этот подряд боролись 12 строительных компаний. По лоту С была наибольшая конкуренция – 13 заявок. При прогнозируемой цене в 2,2 млн снова выиграла Svente Holding, предложив самоуправлению выполнить заказ за 2,066 млн латов. Лот D достался рижской компании BMGS, на субподряде у которой потом, правда, все равно работали даугавпилсские строители. В конкуренции 11 компаний BMGS выиграла с ценой в 47,988 тыс. латов при прогнозируемой стоимости работ в размере 50 тыс. латов.

Работы по этому проекту велись всеми вышеперечисленными компаниями с переменным успехом, что наблюдали абсолютно все горожане, а испытывали на себе – педагогические коллективы и ученики утепляемых школ. Руководство города критиковало строителей за постоянное отставание от графика, горожане – за отсутствие рабочих на объектах. Строители в свою очередь отвечали упреками в адрес Думы, которая определяет победителя по самой низкой цене, а обеспечить ее, мол, удается только за счет экономии на зарплатах рабочим. Словом, замкнутый круг.

Но вот через год после объявления победителей, предложивших некогда самую низкую цену, Дума объявила конкурс на дополнительные работы в тех самых 19 школах и детсадах. Тот факт, что в них была необходимость, не отрицает ни прежнее, ни нынешнее руководство Думы. Вопрос лишь в том, является ли цена, за которую они будут произведены (миллион латов без учета НДС), адекватной и, как и в первом конкурсе, наиболее низкой из возможных?

Ошиблись проектировщики

Старший эксперт по вопросам проектов департамента развития Городской думы Светлана Сергеева по нашей просьбе объяснила необходимость проведения дополнительных работ. «Некоторые строительные работы, которые включены в дополнительный конкурс, из-за ошибки проектировщиков не были предусмотрены в технических проектах и, следовательно, не попали в конкурсные объемы. Например, неправильно была рассчитана площадь утепляемых цоколей зданий, а также количество окон и дверей, которые необходимо заменить. В некоторых школах площадь утепляемого фасада оказалась больше, чем заложено в объемах первого конкурса, и т. д. – говорит Светлана Сергеева. – Необходимость некоторых строительных работ невозможно было предусмотреть изначально. Например, были выявлены проблемы с канализационными сетями, которые скрыты в земле.

В двух школах в процессе благоустройства территорий в земле были найдены старые бетонные конструкции, которые нигде и никак не были обозначены».

Именно эти работы, по ее словам, были включены в список дополнительных в школах. Кроме того, после проведения конкурсов в прошлом году образовалась немалая экономия средств, так что в дополнительную закупку были также включены работы, «которые тесно связаны с повышением энергоэффективности и функциональности зданий, но которые из-за ограниченного бюджета проекта не были включены в первый конкурс». Так, в 3-й и 16-й средних школах, в 1-й спецшколе и в Ругельском детсаду будут модернизированы теплоузлы. В Госгимназии и 16-й школе будут реновированы системы вентиляции в бассейнах. Также в 16-й школе будет произведена разгрузка перекрытий над актовым залом. В 6-й средней школе будет создана система дренажа здания, так как на территории под школой высокий уровень грунтовых вод, и в подвалах школы стоит вода, что приводит к разрушению ее фундамента. Также в 6-й школе вместо планируемого травяного покрытия для футбольной площадки будет уложено искусственное покрытие – более практичное и долговечное. Предусмотрена частичная реновация бытовой и ливневой канализации 3-й и 5-й школ, а также гимназии Centra. В школах с двухскатными крышами будут утеплены трубы систем отопления, которые находятся на чердаках зданий. В 10-й школе дополнительно будут проведены работы по утеплению и гидроизоляции перекрытия подвального этажа, заменены 4 двери, выходящие на крышу здания. В 11-й школе возле футбольного поля будет проведено дополнительное освещение. Все эти работы будут финансироваться по тому же принципу, что и прошлогодняя закупка: 85% из средств ERAF, 4,5% – из госбюджета, а также 10,5% – доля нашей Думы.

Боятся конкурсов?

10 мая был объявлен конкурс на право проведения этих дополнительных работ. Но он, надо сказать, сильно отличался от первой закупки. Во-первых, не указана ориентировочная стоимость работ, как в первом случае, а, во-вторых, на каждый из лотов свою заявку подал только один претендент!

По лоту А дополнительные работы взяла Gаdība и назвала цену в 287,746 тыс. латов. Лоты дополнительных работ В и С закономерно достались Svente Holding за 630 и 61 тыс. латов соответственно. Отметим, что именно по лоту В фирма год назад назвала цену на четверть меньшую, чем прогнозируемая, а теперь именно по этому лоту получила подряд на наиболее дорогие дополнительные работы!

Лот D, естественно, остался за BMGS, которая назвала цену в 20,648 тыс. латов.

По положению конкурса, победитель должен был вновь выявляться по самой низкой цене. Но если в конкурсе участвует всего один претендент, и цена, соответственно, одна, то как знать – низка ли она?


По этому поводу определенные сомнения есть и у бывшего мэра города, а ныне депутата Городской думы Яниса Лачплесиса. «Безусловно, дополнительные работы были нужны, так как недоделок по этим проектам хватало. Но вот, по какой цене? – задается он риторическим вопросом. – Это очень странно, что в конкурсе на дополнительные работы не было других претендентов. Ведь это означает фактическое отсутствие конкуренции. А как в таких условиях можно выявить самую низкую возможную цену? Выглядит, будто бы наши строительные фирмы сегодня боятся участвовать в конкурсах…»

Как отмечает сотрудница департамента развития Светлана Сергеева, в конкурсе на дополнительные работы могли участвовать и другие компании. Кроме того, с различными вопросами уточняющего характера в департамент обращались такие фирмы как, Geo konsultānts, Būtība, Belmast Būve и Smart energy. Однако ни одна из них не подала своего предложения хотя бы по одному из четырех лотов, обеспечив тем самым беспрепятственную дележку миллиона латов между тремя строительными фирмами. Формально процедура соблюдена: был открытый конкурс, были доступные всем фирмам условия, но вот результат все равно в очередной раз наводит на мысль о том, что основной конкурс наши строители иногда выигрывают из жадности, давая порой неадекватно низкую цену, а потом, если им удастся договориться с главами самоуправления, то они получают подряд на дополнительные работы, которые оцениваются уже куда более щедро.

А другие фирмы, соблюдая что-то вроде неписанной этики по отношению к конкурентам, даже не пытаются участвовать в конкурсах на эти дополнительные работы.

Таким образом, изначальное стремление самоуправления сэкономить, выявляя победителей конкурсов на строительство по самой низкой цене, в конце концов совершенно не оправдывает себя. Ведь некогда сдемпинговавшие строители все равно выклянчат у чиновников так называемые «допработы», на которых во многих случаях они наконец и заработают по-настоящему. Залог успеха в данном случае – это иметь подход к нужным людям в Думе…