Недавно grani.lv сообщали о некоторых преобразовательных моментах на Гарнизонном кладбище, речь шла о расширении его территориальных возможностей для последующих захоронений.
По этому поводу в статье «Гарнизонное кладбище: «Представители Labiekārtošana-D действовали по-дилетантски» приводились мнения представителей Городской думы и Даугавпилсского музея. Сегодня, как и обещали, слово Генеральному консулу РФ в Даугавпилсе Евгению Колесникову.
– В канун Троицы, когда церковь молится «о всех прежде скончавшихся» православных христианах, я посетил службу в храме Александра Невского на Гарнизонном кладбище, после чего проведал советские военные захоронения, на которых продолжается процесс реставрации, – рассказывает дипломат. – Пересекая поле, с которого был снят дерн (как впоследствии выяснилось, это произошло еще в октябре минувшего года в целях подготовки территории для новых захоронений), заметил на песке человеческие останки. Человеку, который ранее сталкивался с такими ситуациями (а мне уже доводилось видеть человеческие кости), спутать их с чем-то другим невозможно. Да и лежали некоторые из них прямо на поверхности…
Произошло то, что произошло
Под шпалой с клеймом
А вскоре всех нас ожидал сюрприз: на 30-40 см глубине посредине расчищенной площадки с помощью металлоискателя был обнаружен склеп, который, как выяснилось, ранее был кем-то вскрыт.
В склеп попали через проделанное в потолке отверстие, которое затем закрыли куском жести, и придавили металлической шпалой от немецкой узкоколейки, на которой стояло характерное клеймо: Krupp 1943. На этот металл прибор и среагировал.
Естественно, мы это место вскрыли, в отверстие опустился поисковик (собственно, после этого и стало ясно, что речь идет именно о склепе, т. к. внутри находились гробы со скелетами, судя по всему, место было разграблено, но гробы очень богато оформлены).
После обследования территории щупом стало понятно, что в склепе несколько помещений, но доступ в остальные получить невозможно. Проконсультировались с руководством местного музея, и стало ясно, что нужно вызывать археологов из Риги, так как в Даугавпилсе таких сертифицированных специалистов нет.
Далее события развивались следующим образом: на место прибыли представители руководства Думы, ребята из клуба «1914». Руководство коммунальной службы оперативно направило людей, чтобы огородить территорию лентой и помочь поисковикам собрать видимые на поверхности останки. Сразу же была выставлена полицейская охрана. Контролировать весь дальнейший процесс с момента появления на кладбище тогдашнего городского руководства стала Городская дума.
Странно было и то, что останки, явно принадлежащие солдатам Первой мировой, были разбросаны по поверхности на большой площади. Ведь коммунальщики не передвигали почву так глубоко, чтобы разорить находящиеся как минимум на полутораметровой глубине захоронения – до склепа-то они не добрались! Поисковики из отряда «Память», с которыми мы сотрудничаем в вопросах военно-мемориальной работы, помогли нам с поиском в открытых источниках документов, относящихся к этому месту.
Нашлась, в частности, копия схемы Гарнизонного кладбища по состоянию на 1916 год, согласно которой могилы на этом месте были. Но на сегодняшний день они никак не обнаруживаются даже с помощью щупа. К тому же надо учесть то, что рядом остались два участка, плотно заросшие кустами, а всего в нескольких десятках метров от этого места проходила граница нацистского лагеря для военнопленных «Шталаг 340», в котором в годы войны погибло множество людей.
Не могу исключить, что останки солдат Первой мировой оказались разбросанными в результате того, что в годы, когда рядом находился упомянутый лагерь, здесь рылись ямы для захоронения погибших в плену советских военнопленных. Во всяком случае, это могло бы объяснить и обнаружение разбросанных останков, и то, что лаз в склеп был прикрыт немецкой шпалой.
Есть один документ…
В городском краеведческом музее есть копия документа под названием «Справка о немецко-фашистских злодеяниях по истреблению советских военнопленных по Даугавпилсскому (Двинскому) лагерю военнопленных». Из нее следует, что на территории Старого гарнизонного кладбища в период с июля 1941 г. по февраль 1942 г. осуществлено массовое захоронение 26 тысяч советских военнопленных. Цитирую: «На гарнизонном военном кладбище под могилы умерщвленных военнопленных заняты следующие площади: первая 88х37 метров; вторая 16х14 метров; и третья 33х21 метр. Кроме этого, отдельные ямы захороненных находятся и в других местах кладбища». Местоположение массовых могил в этой справке не уточняется, но на местности есть ряд косвенных признаков, которые указывают на то, что такие захоронения, в том числе и не обнаруженные ранее, вполне могут находиться как раз на тех самых заросших кустарником участках вблизи кладбища.
Я недавно побывал в Национальном архиве (Рига), и уже несколько недель ожидаю, что мне, наконец, отзвонят и уведомят о готовности продемонстрировать материалы Чрезвычайной комиссии по расследованию злодеяний, совершенных фашистами в Латвии. Надеюсь, смогу найти дополнительную информацию, которая позволит пролить свет на то, что происходило в годы войны и здесь, в Даугавпилсе, и в Резекне, где был похожий лагерь.
Все перемешано
Насколько я понимаю, городские власти приняли решение расчистить и исследовать оставшиеся места. С моей стороны была высказана просьба, чтобы при продолжении работ присутствовали специалисты, понимающие что-то в этом деле. Мне рассказывали, что на заросшей территории кладбища раньше много чего просто так валялось: памятники, какая-то кладбищенская атрибутика. Слышал, что руководство предприятия «Лабиекартошана-Д» приняло меры по сохранению найденных на территории кладбища предметов такого рода. Надеюсь, так оно и было. И это правильно: надгробия тоже могут поведать об истории города.
На Гарнизонном кладбище оказались перемешанными следы событий, относящиеся к разным временным периодам истории страны и города. Думаю, что тут ожидаемы и другие интересные находки – заключил Евгений Колесников.