Обратите внимание: материал опубликован более чем четыре года назад

Генконсул России о тайнах старого гарнизонного кладбища в Даугавпилсе

Генконсул России о тайнах старого гарнизонного кладбища в Даугавпилсе

Недавно grani.lv сообщали о некоторых преобразовательных моментах на Гарнизонном кладбище, речь шла о расширении его территориальных возможностей для последующих захоронений.

По этому поводу в статье «Гарнизонное кладбище: «Представители Labiekārtošana-D действовали по-дилетантски» приводились мнения представителей Городской думы и Даугавпилсского музея. Сегодня, как и обещали, слово Генеральному консулу РФ в Даугавпилсе Евгению Колесникову.

 

– В канун Троицы, когда церковь молится «о всех прежде скончавшихся» православных христианах, я посетил службу в храме Александра Невского на Гарнизонном кладбище, после чего проведал советские военные захоронения, на которых продолжается процесс реставрации, – рассказывает дипломат. – Пересекая поле, с которого был снят дерн (как впоследствии выяснилось, это произошло еще в октябре минувшего года в целях подготовки территории для новых захоронений), заметил на песке человеческие останки. Человеку, который ранее сталкивался с такими ситуациями (а мне уже доводилось видеть человеческие кости), спутать их с чем-то другим невозможно. Да и лежали некоторые из них прямо на поверхности…

 

Произошло то, что произошло

 

 

Я сразу вызвал полицию, поисковиков. Все было задокументировано. Поисковики провели поверхностный осмотр. Практически на поверхности земли оказались разбросаны останки, а также фрагменты обмундирования солдат Первой мировой войны, боеприпасы, явно относящиеся к салюту: вручную сделанные холостые патроны. Допускаю, что работавшие здесь в прошлом году люди могли не обратить внимания на появившиеся из песка кости просто потому, что были не готовы все это увидеть, осознать, что именно перед ними. Тем более что свежевзрыхленная земля не всегда дает такую возможность: кости могли сливаться с ней по цвету. А вот когда прошли дожди, все повылезало «в полной красе». Мне доводилось сталкиваться с такими ситуациями неоднократно, в том числе в Резекне. И речь совершенно не идет о том, чтобы я хотел поставить это кому бы то ни было в вину. Часто случается, что люди, проводящие землеустроительные работы, даже вблизи мест захоронений, не всегда обращают внимание на то, что появляется перед ними, они просто выполняют поставленную задачу и все. Вот и здесь в результате произошло то, что произошло: человеческие останки оказались на поверхности.

 

Под шпалой с клеймом


А вскоре всех нас ожидал сюрприз: на 30-40 см глубине посредине расчищенной площадки с помощью металлоискателя был обнаружен склеп, который, как выяснилось, ранее был кем-то вскрыт.

 

В склеп попали через проделанное в потолке отверстие, которое затем закрыли куском жести, и придавили металлической шпалой от немецкой узкоколейки, на которой стояло характерное клеймо: Krupp 1943. На этот металл прибор и среагировал.

 

Естественно, мы это место вскрыли, в отверстие опустился поисковик (собственно, после этого и стало ясно, что речь идет именно о склепе, т. к. внутри находились гробы со скелетами, судя по всему, место было разграблено, но гробы очень богато оформлены).

 



 

После обследования территории щупом стало понятно, что в склепе несколько помещений, но доступ в остальные получить невозможно. Проконсультировались с руководством местного музея, и стало ясно, что нужно вызывать археологов из Риги, так как в Даугавпилсе таких сертифицированных специалистов нет.

 

Далее события развивались следующим образом: на место прибыли представители руководства Думы, ребята из клуба «1914». Руководство коммунальной службы оперативно направило людей, чтобы огородить территорию лентой и помочь поисковикам собрать видимые на поверхности останки. Сразу же была выставлена полицейская охрана. Контролировать весь дальнейший процесс с момента появления на кладбище тогдашнего городского руководства стала Городская дума.

 

 

Через несколько дней я выступил на заседании хозяйственного комитета Думы и изложил свою точку зрения. Сказал, что обнаружение склепа на этом месте является, конечно, неожиданностью. Так как я в силу своих служебных обязанностей занимаюсь военно-мемориальной работой, достаточно большое внимание уделял этому месту, где должны находиться захоронения времен и Первой и Второй мировых войн. И если мемориал погибшим советским солдатам там есть, то могилы времен Первой мировой на кладбище практически отсутствуют несмотря на хорошо известный факт, что в расположенной рядом крепости находился дивизионный госпиталь.

 

Странно было и то, что останки, явно принадлежащие солдатам Первой мировой, были разбросаны по поверхности на большой площади. Ведь коммунальщики не передвигали почву так глубоко, чтобы разорить находящиеся как минимум на полутораметровой глубине захоронения – до склепа-то они не добрались! Поисковики из отряда «Память», с которыми мы сотрудничаем в вопросах военно-мемориальной работы, помогли нам с поиском в открытых источниках документов, относящихся к этому месту.

 

Нашлась, в частности, копия схемы Гарнизонного кладбища по состоянию на 1916 год, согласно которой могилы на этом месте были. Но на сегодняшний день они никак не обнаруживаются даже с помощью щупа. К тому же надо учесть то, что рядом остались два участка, плотно заросшие кустами, а всего в нескольких десятках метров от этого места проходила граница нацистского лагеря для военнопленных «Шталаг 340», в котором в годы войны погибло множество людей.

 

Не могу исключить, что останки солдат Первой мировой оказались разбросанными в результате того, что в годы, когда рядом находился упомянутый лагерь, здесь рылись ямы для захоронения погибших в плену советских военнопленных. Во всяком случае, это могло бы объяснить и обнаружение разбросанных останков, и то, что лаз в склеп был прикрыт немецкой шпалой.

 

Есть один документ…


В городском краеведческом музее есть копия документа под названием «Справка о немецко-фашистских злодеяниях по истреблению советских военнопленных по Даугавпилсскому (Двинскому) лагерю военнопленных». Из нее следует, что на территории Старого гарнизонного кладбища в период с июля 1941 г. по февраль 1942 г. осуществлено массовое захоронение 26 тысяч советских военнопленных. Цитирую: «На гарнизонном военном кладбище под могилы умерщвленных военнопленных заняты следующие площади: первая 88х37 метров; вторая 16х14 метров; и третья 33х21 метр. Кроме этого, отдельные ямы захороненных находятся и в других местах кладбища». Местоположение массовых могил в этой справке не уточняется, но на местности есть ряд косвенных признаков, которые указывают на то, что такие захоронения, в том числе и не обнаруженные ранее, вполне могут находиться как раз на тех самых заросших кустарником участках вблизи кладбища.

 

Я недавно побывал в Национальном архиве (Рига), и уже несколько недель ожидаю, что мне, наконец, отзвонят и уведомят о готовности продемонстрировать материалы Чрезвычайной комиссии по расследованию злодеяний, совершенных фашистами в Латвии. Надеюсь, смогу найти дополнительную информацию, которая позволит пролить свет на то, что происходило в годы войны и здесь, в Даугавпилсе, и в Резекне, где был похожий лагерь.

 

 

Пока же из найденных в архиве документов ничего относящегося к делу не было, – отмечает Евгений Колесников. – Предполагаю, что гитлеровцы вполне могли захоронить в могилы времен Первой мировой воины на Гарнизонном кладбище погибших советских пленных (такие прецеденты имеются). В упомянутых выше документах Чрезвычайной комиссии надеюсь найти указания на то, что происходило с массовыми захоронениями после их обнаружения. Часть тел была эксгумирована для судебно-медицинских исследований. А что случилось с остальными? Если они были перенесены, то когда и куда? Такая вот невеселая и загадочная история.

 

Все перемешано


Насколько я понимаю, городские власти приняли решение расчистить и исследовать оставшиеся места. С моей стороны была высказана просьба, чтобы при продолжении работ присутствовали специалисты, понимающие что-то в этом деле. Мне рассказывали, что на заросшей территории кладбища раньше много чего просто так валялось: памятники, какая-то кладбищенская атрибутика. Слышал, что руководство предприятия «Лабиекартошана-Д» приняло меры по сохранению найденных на территории кладбища предметов такого рода. Надеюсь, так оно и было. И это правильно: надгробия тоже могут поведать об истории города.

 

На Гарнизонном кладбище оказались перемешанными следы событий, относящиеся к разным временным периодам истории страны и города. Думаю, что тут ожидаемы и другие интересные находки – заключил Евгений Колесников.