Санаторий «Межциемс» получает шанс на выживание22
Сегодня, 5 сентября, на финансовом комитете планируется рассмотреть вопрос о возвращении санатория «Межциемс» муниципалитету.
Как сообщил нынешний владелец недвижимости Владислав Дриксне, он положительно относится к идее отдать санаторий самоуправлению в обмен на погашение долга по налогу на недвижимость.
Отдадут за долги?
Долг образовался у завода приводных цепей. Владельцы и у предприятия, и у бывшего санатория – общие. Как сказал Владислав Дриксне, недвижимость не должна простаивать без дела, возможно, городская дума сумеет вернуть эту курортную зону к жизни. И при этом будет оказана помощь предприятию, на котором трудятся несколько сотен даугавпилчан. Такая идея появилась в результате встречи руководства завода с первым заместителем мэра Янисом Лачплесисом. Но окончательное решение предстоит принять и депутатам городской думы, и акционерам предприятия.
Что, собственно, представляет собой этот объект сейчас? На латвийских порталах коммерческих новостей есть информация о продаже бывшего санаторного комплекса «Межциемс». Недвижимость и земля на большом участке площадью 5,6 га принадлежит компании Ditton Group. Продавец указывает, что комплекс, находящийся рядом с рекой Даугава, представляет собой инвестиционный объект с 19 зданиями общей площадью 4800 квадратных метров. На этой территории расположена скважина с минеральной водой (источник находится на глубине 580 м).
Уникальный курорт
Сейчас санатории и гостиницы, в которых оказывают разные оздоровительные процедуры, растут, как грибы. Посмотрите на соседнюю Литву. Не только Друскининкай, но и другие городки приглашают на отдых. Резекне за счет самоуправления строит СПА-гостиницу на берегу озера. А мы умудрились загубить курорт, существовавший со времен царской России!
Уникальное здание водолечебницы было построено в 1883 году. Заведение с перерывами проработало до Второй мировой войны, во время которой лечебница сгорела. Здесь использовались грязевые аппликации, целебное «сырье» для которых брали из местных озер под названием «Три карты» (по преданию, эти озера образовались в том месте, где проигравший графу Плятеру-Зибергу черт в сердцах бросил на землю оставшиеся у него карты). Специально для пациентов производили кумыс. Деревянное здание кумысного заведения было построено в том же 1883 году. Это было большое двухэтажное здание с огромным залом. Приезжающие отдыхать могли выбрать один из 50-ти номеров с довольно скромной обстановкой. Для состоятельных людей имелись номера вдвое дороже с более высоким уровнем комфорта. А для проживания больных с семьями было построено около 50 дач.
Курорт пережил Первую мировую войну и распад империи. Во времена Первой Латвийской Республики офицеры с дамами гуляли по парку, который был разбит вокруг санатория. Открылся красивый деревянный ресторан с павильонами и эстрадой. У реки располагалась пароходная пристань. Кстати, самый первый пароход доставлял желающих здесь отдохнуть еще в 1886 году – именно тогда граф Плятер открыл первый на территории Витебской губернии пассажирский маршрут по Даугаве от Погулянки до Динабурга.
Дом, где лечат сердца
Именно так можно назвать санаторий в советское время. «Межциемс» был открыт в феврале 1947 года и предназначался для лечения больных туберкулезом. С апреля 1959 года он становится санаторием для пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями.
текст из рекламного проспекта
Межциемс был визитной карточкой Даугавпилса. Со всех концов Советского Союза сюда приезжали отдыхающие, чтобы насладиться запахом сосен и поправить здоровье. Кому не удавалось купить путевки, покупали курсовки и снимали жилье у жителей Межциемса.
Разорение и запустение
Ко времени всеобщей «прихватизации» в курортной зоне было два лакомых объекта – санаторий и профилакторий «Целтниекс». Первый перешел в ведение Агентства государственной недвижимости. А государство, как мы знаем, стремилось всеми способами от своего имущества избавиться. Санаторий за 29 тысяч латов купил даугавпилсский предприниматель Олег Гущин. Но создать на его месте ничего не сумел и продал компании Владислава Дриксне. А бывший профилакторий строительного треста закладывали-перезакладывали, он переходил из рук в руки и в итоге пришел в такое состояние, что его проще снести, чем восстанавливать.
Зачем эти развалины самоуправлению?
– Сегодня появилась возможность, например, за счет европейских программ восстановить территорию, – говорит первый заместитель мэра Янис Лачплесис. – Мы, если постараемся, еще успеем вскочить в последний вагон и получить средства на восстановление деградированных территорий. Ведь у нас на территории города есть источники уникальной минеральной целебной воды. А мы никак не используем это богатство.