Травма в детском лагере чуть не обернулась трагедией8
Хирурги Даугавпилсской региональной больницы сделали ему трепанацию черепа, а полицейские ведут расследование причин травмы в рамках начатого уголовного процесса.
Журналист «СейЧас» встретила Мартиньша вместе с папой в Центре детского здоровья, где мальчик теперь наблюдается у невролога. На коньках с шести лет, последние два года он активно занимался хоккеем, но теперь как минимум до октября ему запрещена любая физкультура. 15 июля он перенес сложную операцию, а двумя днями ранее случилось событие, предположительно, приведшее к необходимости хирургического вмешательства.
Получил подзатыльник
В середине июля в «Дзинтариньше» на одном этаже жили молодые хоккеисты, а на другом – тяжелоатлеты постарше них. Как рассказывает Мартиньш, вечером 13 июля штангисты позвали его и нескольких других его товарищей играть в карты. Инициатор этой игры, один из штангистов, сразу огласил правила: он – главный судья, следит за исполнением правил. Одно из правил – нельзя мять карты, крутиться по сторонам. Кто нарушит, получит подзатыльник от судьи. Мартиньш говорит, что правила не обсуждал, и сел играть.
Далее рассказ ведет его отец: «Он, видимо, устал, и в какой-то момент повернул голову в сторону. За что и получил подзатыльник. Говорит, было больно». Подзатыльники от «судьи» получили и товарищи Мартиньша. Доиграли, разошлись по комнатам.
Мартиньш позвонил папе, про полученную оплеуху ничего не сказал, лег спать. «Ночью у него началась рвота. Он обращался к тренерам, и те дали ему таблетку. Ни медсестры на месте, ни доктора никто не вызвал. Мне не очень понятны эти действия тренеров. На следующее утро Мартиньш позвонил и уже не таким бодрым голосом, как накануне, попросил, чтобы я приехал, - рассказывает отец молодого спортсмена. – Не скажу, что он плохо выглядел. Да, всю ночь рвало. Но первая мысль, конечно же, была, что он что-то не то съел. Я думал, полежит дома, и все пройдет. Забрал его домой.
День он отлежал, наутро ему не стало лучше. Выглядел в целом нормально, лишь немного опухшая была щека. Я спросил: "Что со щекой?" Он ответил: "Кто-то укусил…" Укусил, так укусил. Но утром 15 июля я все-таки отвез его в Краславскую больницу. Оттуда нас отправили в ДРБ. Там его оставили под наблюдением. Вечером позвонили и сказали, что нужно срочно делать операцию».
Медики установили, что в голове у мальчика лопнул сосуд и случилось кровоизлияние. Великая удача, что, по словам папы, этот сосуд вскоре сам замкнулся. В противном случае ночь с 13 на 14 июля могла стать для Мартиньша последней.
Такую историю рассказывают отец с сыном. Они теперь ожидают правосудия. Отец Мартиньша считает, что все произошло из-за недосмотра тренеров.
Порадовался, что заняты
Юноша, который дал подзатыльник Мартиньшу, несовершеннолетний. Ему 17. Как говорит отец хоккеиста, обидчик свою вину отрицает. Точнее, настаивает, что данный им в игре подзатыльник не мог привести к кровоизлиянию. Причинно-следственную связь между тем ударом и угрозой для жизни Мартиньша предстоит установить следствию.
Абсолютно все, с кем общалась на эту тему журналист «СейЧас», уповают именно на объективность следствия. Некоторые отказываются верить в то, что подзатыльник мог привести к кровоизлиянию в мозг.
Тренер тяжелоатлетов Эдуард Лазаревич говорит: «Я не выгораживаю своего воспитанника: если он это сделал, то пусть отвечает. Но на сегодняшний день пока вопрос, была ли вообще применена сила. Мои воспитанники, которые там были, говорят, что никто никого не бил.
В любом случае могу заверить, что дети не были брошены и бесконтрольны. Я сам заходил в тот вечер на кухню, где они играли в карты. Спросил: "Что делаете?" Ответили: "Играем". Я наказал: "Смотрите, чтобы был порядок". Понимаете, дети в спортивном лагере не могут только тренироваться – нужен и какой-то досуг. Вот я и порадовался за них, что они организовались вместе с хоккеистами и сидели играли. Конечно, я не сидел и не смотрел, как они это делают. В любом случае моих детей в лагере было 11 человек. Я физически не могу постоянно находиться около каждого из них».
Что касается оказания медицинской помощи в лагере, то, как говорит и. о. руководителя Департамента спорта и молодежи Михаил Енбаев, в данном случае был заключен договор с Центром детского здоровья об оказании помощи в случае необходимости. По сути, он называет эту услугу «доктором по телефону» и признает, что она практически бесполезна. Как и медсестры в школах, медработники при лагерях не вправе дать детям даже таблетку. В случае чего нужно было вызывать скорую, везти ребенка в больницу. Но здесь внезапно нагрянувшая рвота тренерам, так же как и отцу Мартиньша, судя по всему, показалась симптомом пищевого отравления. Мальчик ведь не сразу признался, что получил оплеуху по голове и, возможно, именно она спровоцировала это его состояние.
Просто, но очень важно
Действительно, в этой истории много вопросов и предположений. Разобраться в ней будет непросто. Но мы решили предать известные нам свидетельства публичности с одной лишь целью: этот случай должен стать уроком для всех нас!
Родители должны учить своих детей уметь встать и уйти из компании или места, в котором они чувствуют себя дискомфортно; не бояться рассказать о том, что они попали в неприятную историю; признаться взрослым, что им плохо, и попросить о помощи.
Тренеры и педагоги должны дать понять своим воспитанникам, что развитую в ходе тренировок физическую силу нельзя применять в быту, особенно против заведомо слабых людей; что жестокость и насилие не могут быть веселыми или стать составляющей игры; что любой поступок имеет последствия, за которые рано или поздно надо отвечать.
Да, это совершенно прописные истины, которые порой тонут в юношеском максимализме и общении со сверстниками, при котором ни один из молодых людей не хочет прослыть слабаком или трусом. Но, согласитесь, такие истории, которую рассказали нам юный Мартиньш и его отец, заставляют взглянуть на эти простые истины иначе. Что бы ни произошло тем вечером в «Дзинтариньше», мальчишка чудом не лишился самого дорогого – жизни. Могли ли тренеры, организаторы лагеря, руководители спортивной жизни города каким-то образом повлиять на ход описанных выше событий и предо-твратить их? Это непростой вопрос. Но он явно будет еще долго занимать умы всех этих людей и, хочется верить, заставит их в схожих ситуациях поступать иначе.
ОЦЕНКА СЛУЧИВШЕГОСЯ
Рихард Эйгим, первый вице-мэр, ответственный за спорт: «Будем говорить как есть. Такой случай – не первый в детских лагерях. Просто раньше обходилось без больницы и никто не говорил во всеуслышание об этом. А теперь вот клюнул жареный петух!
Все документы собраны и переданы в юридический департамент Думы для оценки. Мы к уголовной ответственности никого призвать не можем, но свои выводы сделаем и виновных накажем. Думаю, что ответственность должен понести кто-то из воспитателей, кто работал в этот день, ну а в целом ответственность лежит и на главе Спортшколы. Спрашивать надо начинать с него: в его обязанности входит обеспечивать то, чтобы тренеры следили за порядком» (г-н Эйгим также указал, что наказывать собирается И. Лагодского, но он руководит отделом спорта, в то время как глава упомянутой им Спортшколы – И. Утинанс. Кого именно накажет вице-мэр, покажет время. – Прим.авт.)
Михаил Енбаев, и. о. руководителя Департамента спорта и молодежи: «Я узнал об этом инциденте в лагере только 17 июля после обеда, и то случайно. Это, конечно, неприемлемо. Скажу сразу, что информация от разных людей, вовлеченных в произошедшее, поступает разная, и призываю пока никого не судить. Я также не из тех людей, кто будет перекладывать проблемы с больной головы на здоровую. В том, что подобное произошло, виноваты мы все. Это урок всем нам, взрослым. Надо думать о технике безопасности, проводить инструктажи не "для галочки". Кстати, насколько я знаю, в этот раз инструктажа как раз не было. Я собрал со всех объяснительные и подал свои предложения руководству города, чтобы максимально исключить подобные случаи в будущем».