Парадокс: 74% крупнейших работодателей Латвии — не из Латвии1


В Латвии проанализировали список ста самых крупных работодателей. Оказалось, что половина их — из Литвы, а почти четверть — из Эстонии.

Литовцы — самые предприимчивые и экспансивные предприниматели в Балтии. К такому выводу пришли эксперты Lursoft (база данных всех предприятий).

 

Дело в том, что крупнейшими работодателями в Литве, Эстонии и Латвии являются предприятия розничной торговли. А наибольшее количество предприятий розничной торговли имеет юридический адрес именно в Литве. Взять, например, Maxima, у которой в Литве 11 409 сотрудников, в Латвии — 6222 сотрудников, а в Эстонии — 3111 сотрудников. Странно, что к нам еще не пришла другая крупная розничная сеть Литвы — IKI.

 

Но зато у нас полным-полно других литовских компаний. Можно даже сказать, их неприлично много, ибо среди 100 крупнейших работодателей нашей страны в Литве зарегистрированы больше половины — то есть 51 компания.

 

А что Эстония? Ее экспансия на нашем рынке почти в два раза скромнее. Среди 100 самых крупных работодателей Латвии 23 зарегистрированы в Эстонии.

 

Путем нехитрой арифметики несложно подсчитать, что на долю Латвии среди ста самых крупных работодателей Латвии остается лишь 26 компаний. Или всего 26%.

 

Но как такое может быть? Отчего мы так плохо занимаемся бизнесом в собственной стране?

 

«Исследование прекрасно показывает различия в странах Балтии и в то же время поднимает вопросы о том, почему Латвия находится там, где она есть», - комментирует этот парадокс Андрис Бите, президент Латвийской конфедерации работодателей и совладелец рыбоперерабатывающего предприятия Karаvela.

 

Причиной он называет «государственную политику последних десятилетий», из-за которой в Латвии относительно мало производителей-экспортеров с большим количеством работающих. Зато есть серьезный перекос, когда крупнейшими работодателями является не столько частный бизнес, сколько государственные и муниципальные предприятия. Или — инфраструктурные предприятия и компании, обслуживающие внутренний рынок.

 

А вот с фирмами, ориентированными на экспорт — беда, делает вывод Бите. По его словам, акцент на внутреннем потреблении и укреплении государственного сектора не оправдал себя: эти доходы не сравнимы с теми, которые могла бы получать страна, если бы развивала производителей-экспортеров или поставщиков услуг.